Беседы об искусстве ФГТ

Тип документа
Программа
Дата публикации
01.02.2022
86

  

Содержание

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, 

ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.

Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, практической работой. В качестве основной учебной литературы используется издание: Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру / А.М. Вачьянц. – М.: АЙРИС-пресс, 2015 – 224 с.: ил.+цв. Вклейка 16 с. – (Мировая художественная культура. Вариации прекрасного).


При реализации программ «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год.


ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Групповые занятия - от 10 до 20 человек.



ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Развитие навыков восприятия искусства.

2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

3. Формирование навыков восприятия художественного образа.

4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.

5. Обучение специальной терминологии искусства.

6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.

Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие разделы:

1. По законам красоты. Общая характеристика видов искусства.

2. Архитектура

3. Скульптура

4. Графика

5. Живопись

6. Декоративно-прикладное искусство


Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия

66 16.5 49.5

1 Раздел 1. По законам красоты. Общая характеристика видов искусства

1.1 Введение в основы искусствознания беседа 2 0,5 1,5

1.2 Виды искусств. Искусство слова, звука, изображения. Храм искусств беседа 2 0,5 1,5

1.3 Пространственные, или пластические, искусства беседа 2 0,5 1,5

1.4 Жанры в изобразительном искусстве беседа,

экскурсия 4 1 3

1.5 Монументальное и станковое искусство. беседа 2 0,5 1,5

1.6 Художественные музеи беседа 2 0,5 1,5

2 Раздел 2. Архитектура

2.1 Архитектура, её язык, особенности, виды. беседа 2 0,5 1,5

2.2 Архитектурные стили разных эпох беседа 4,5    1,5 3

2.3 Истоки русской архитектуры. Народное деревянное зодчество беседа 2 0,5 1,5

2.4 Ландшафтная архитектура. Русская усадьба беседа 2 0,5 1,5

2.5 Градостроительство беседа 2 0,5 1,5

2.6 Архитектурные памятники Отечества видеоурок 2 0,5 1,5

3 Раздел 3. Скульптура

3.1 Скульптура, её язык, особенности, жанры, инструменты и материалы беседа 2 0,5 1,5

3.2 Скульптурные памятники Отечества. Мастера русской скульптуры. беседа 4 1 3

4 Раздел 4. Графика

4.1 Графика, её язык, материалы, изобразительные средства, классификация Беседа/

практическое занятие 2 0,5 1,5

4.2 Станковая графика беседа 6 1,5 4,5

4.3 Книжная графика беседа 2 0,5 1,5

4.4 Прикладная графика беседа 2 0,5 1,5

4.5 Монументальная графика. Плакат беседа 2 0,5 1,5

5 Раздел 5. Живопись

5.1 Живопись, её язык, виды, техники, материалы беседа 2 0,5 1,5

5.2 Монументальная живопись беседа 2 0,5 1,5

5.3 Станковая живопись беседа 6 1,5 4,5

6 Раздел 6. Декоративно-прикладное искусство

6.1 Декоративно-прикладное искусство, его виды беседа 2 0,5 1,5

6.2 Народные промыслы. Ремёсла родного края экскурсия 4 1 3

7. Контрольный урок (зачёт) зачёт 2 0,5 1,5


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.

Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, просмотр видеофильмов, посещение выставочных залов, выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.

Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства, большей частью – пространственными (пластическими) видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. 


1. Раздел «По законам красоты. Общая характеристика видов искусства»

1.1 Тема: Введение в основы искусствознания.

Вводная беседа об искусстве, его видах, искусствознании. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

1.2. Тема: Виды искусств. Искусство слова, звука, изображения. Храм искусств. 

Понятие «виды искусства». Изобразительные, временные (литература, музыка) и пространственно-временные (танец, кино, театр) виды искусства. Знакомство с произведениями различных видов искусства.  

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

1.3. Тема: Пространственные, или пластические, искусства

Понятие термина «пространственные (пластические) виды искусства». 

Изобразительное искусство и его виды (графика, живопись, скульптура, фотография), декоративно-прикладное искусство, архитектура. 

Самостоятельная работа: работа с репродукциями, открытками (марками).

1.4. Тема: Жанры в изобразительном искусстве

Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Посещение выставочного пространства.

Самостоятельная работа: работа с репродукциями, таблицей «Жанры в изоискусстве».

1.5. Тема: Монументальное и станковое искусство. Художественные музеи

Понятия «монументальное искусство», «станковое искусство». Отличительные особенности монументального и станкового искусства. Знакомство с термином «музей». Виды музеев. Выставочное пространство. Художественные музеи. Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия». 

Самостоятельная работа: работа с репродукциями (открытками, фотографиями).


2. Раздел «Архитектура»

2.1. Тема: Архитектура, её язык, особенности, виды.

Значение термина «архитектура». Виды архитектуры, типы построек. Материалы. Стилевые особенности. 

Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).

2.2. Тема: Архитектурные стили разных эпох

Понятие «архитектурный стиль». Стилевые особенности построек разных эпох. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).

2.3. Тема: Истоки русской архитектуры. Народное деревянное зодчество

Термины «архитектура» и «зодчество». Знакомство с народным деревянным зодчеством Руси: виды построек, материалы, стилевые особенности. 

Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).

2.4. Тема: Ландшафтная архитектура. Русская усадьба

Термины «ландшафтная архитектура», «малая архитектурная форма». Виды 

ландшафтной архитектуры (парки, сады, скверы, бульвары). 

Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) малых архитектурных форм (беседка, мостик и др.).

2.5. Тема: Градостроительство

Знакомство с термином «градостроительство». Проектирование новых и 

реконструкция постаревших построек, районов, городов. Города-музеи.

Самостоятельная работа: работа с книгой (энциклопедией)

2.6. Тема: Архитектурные памятники Отечества

Знакомство с выдающимися памятниками русской архитектуры (видеурок).

Самостоятельная работа: работа с книгой (энциклопедией)

3. Раздел «Скульптура»

3.1. Тема: Скульптура, её язык, особенности, классификация, жанры, инструменты и материалы

Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, 

барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. 

Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.

3.2. Тема: Скульптурные памятники Отечества. Мастера русской скульптуры

Знакомство с выдающимися мастерами русской скульптуры, скульптурными 

памятниками.

Самостоятельная работа: работа с книгой (энциклопедией), иллюстративным материалом. 


4. Раздел «Графика»

4.1. Тема: Графика, её язык, материалы, изобразительные средства, классификация

Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Материалы и изобразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие «тон». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Показ работ учащихся и репродукций художников. 

Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений, работа библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

4.2. Тема: Станковая графика

Станковая графика. Рисунки, наброски, зарисовки. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Художественно-выразительные средства графики в жанрах портрета, пейзажа, анималистики. 

Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

4.3. Тема: Книжная графика 

Печатная графика. Художественное оформление книги. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. 

Самостоятельная работа: работа в библиотеке, знакомство с произведениями искусства.

4.4. Тема: Прикладная графика

Знакомство с прикладной графикой: виды, особенности работы в материале.

Самостоятельная работа: выполнение графических эскизов упаковки. 

4.5. Тема: Монументальная графика. Плакат. Театрально-декорационная графика. Искусство плаката. 

Самостоятельная работа: выполнение графических эскизов в технике плаката


5. Раздел «Живопись»

5.1. Тема: Живопись, её язык, виды, техники, материалы. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Станковая и монументальная живопись. Миниатюра. Иконопись. Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Способы работы с цветом. Характерные особенности живописных техник. Материалы и инструменты, изготовление красок. Показ работ учащихся и репродукций художников в представленных техниках. 

Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений, знакомство с репродукциями известных живописцев.

5.2. Тема: Монументальная живопись

Виды монументальной живописи: фреска, мозаика, витраж. Материалы, способы работы. 

Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, храмы и др.).

5.3. Тема: Станковая живопись

Виды изображений в картине. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич).

Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр - замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. 

Натюрморт, портрет, пейзаж в живописи. 

    Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.

                        

6. Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

6.1. Тема:  Декоративно-прикладное искусство, его виды

Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). 

    Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно-прикладного искусства.

6.2. Тема:  Народные ремёсла. Ремёсла родного края

Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. История возникновения ремесел родного края. Народные мастера. Традиции и современность.. 

    Самостоятельная работа: посещение этнографического отдела краеведческого музея.

7. Контрольный урок (зачёт)

Викторина по изученным разделам.

     Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:

1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.

2. Знание особенностей языка различных видов пространственных искусств.

3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.

4. Владение навыками восприятия художественного образа.

5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.

6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами.

7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (выставочные залы, музеи и т.д.).


5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольного урока, который проводится во 2-м полугодии. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).

Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.


Методические рекомендации 

по критериям оценивания работ (устных ответов) учащихся

1. Задания в форме викторины - задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).

«5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов.

2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) - учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;

«3» - учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

3. Подготовка творческого проекта - форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сообщения (реферата).

«5» (отлично) - учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;

«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;

«3» - тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.


VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме численностью 10-20 человек.

Основные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный, в том числе демонстрация методических пособий, иллюстраций;

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); игровые (проведение экскурсий и др.).

Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, проведение экскурсий.


Самостоятельная работа учащихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (заданий к изученным темам, рисование с натуры, работа с иллюстративным материалом, чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств).


Средства обучения

- материальные: учебная аудитория, оборудованная мебелью, компьютерной техникой, телевизором, видеомагнитофоном, DVD-проигрывателем, наглядными пособиями;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, иллюстративный фонд;

- демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы.


7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 


Основная учебная литература

Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру / А.М. Вачьянц. – М.: АЙРИС-пресс, 2015 – 224 с.: ил.+цв. Вклейка 16 с. – (Мировая художественная культура. Вариации прекрасного).