Беседы об искусстве ОРП
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» является важной составляющей дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года.
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе со средними школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.
При реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3 года.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Беседы об искусстве» реализуется при 3-летнем сроке обучения в 1-3 классах.
Объем учебного времени,
предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Беседы об искусстве» при 3-летнем сроке обучения составляет 99 часов аудиторных занятий,
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||
КЛАССЫ | 1 | 2 | 3 |
| |||
ПОЛУГОДИЯ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
Аудиторные занятия (в часах) | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 99 |
Вид промежуточной аттестации |
| зачёт |
| зачёт |
| зачёт |
|
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Групповые занятия - от 10 до 20 человек.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие навыков восприятия искусства.
Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
Формирование навыков восприятия художественного образа.
Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
Обучение специальной терминологии искусства.
Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» включает в себя следующие разделы:
Общая характеристика видов искусства.
Пространственные (пластические) виды искусства.
Динамические (временные) виды искусства.
Синтетические (зрелищные) виды искусства.
Язык изобразительного искусства.
Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах |
Аудиторные занятия | |||
| 1 год обучения | ||
1 | Раздел 1. Общая характеристика видов искусства | ||
1.1 | Введение в основы искусствознания | беседа | 1 |
1.2 | Виды искусств. Искусство слова, звука, изображения. Храм искусств | беседа | 2 |
1.3 | Пространственные, или пластические, искусства | беседа | 3 |
1.4 | Жанры в изобразительном искусстве | беседа | 3 |
1.5 | Монументальное и станковое искусство. | беседа | 3 |
1.6 | Художественные музеи | беседа | 3 |
2 | Раздел 2. Архитектура | ||
2.1 | Архитектура, её язык, особенности, виды. | беседа | 3 |
2.2 | Архитектурные стили разных эпох | беседа | 3 |
2.3 | Истоки русской архитектуры. Народное деревянное зодчество | беседа | 3 |
2.4 | Жилая архитектура. Планировка, инструменты архитектора | беседа | 1 |
2.5 | Ландшафтная архитектура. Русская усадьба | беседа | 2 |
2.6 | Градостроительство | экскурсия | 1 |
2.7 | Архитектурные памятники Отечества | беседа | 4 |
2.8 | Контрольный урок |
| 1 |
| Всего | 33 | |
|
| ||
3 | Раздел 3. Скульптура | ||
3.1 | Скульптура, её язык, особенности, жанры, инструменты и материалы | беседа | 3 |
3.2 | Скульптурные памятники Отечества | беседа | 7 |
3.3 | Мастера русской скульптуры | беседа | 5 |
4 | Раздел 4. Графика | ||
4.1 | Графика, её язык, материалы, изобразительные средства, классификация | беседа | 3 |
4.2 | Станковая графика. | интегрированное занятие | 3 |
4.3 | Книжная графика | беседа | 5 |
4.4 | Прикладная графика | интегрированное занятие | 3 |
4.5 | Монументальная графика. Плакат | интегрированное занятие | 3 |
4.6 | Контрольный урок |
| 1 |
|
| 33 | |
|
| ||
5 | Раздел 5. Живопись | ||
5.1 | Живопись, её язык, виды, техники, материалы | урок | 5 |
5.2 | Монументальная живопись | беседа | 3 |
5.3 | Станковая живопись | интегрированное занятие | 7 |
6 | Раздел 6. Декоративно-прикладное искусство | ||
6.1 | Декоративно-прикладное искусство, его виды | беседа | 7 |
6.2 | Народные промыслы | интегрированное занятие | 10 |
6.3 | Контрольные урок |
| 1 |
| Всего |
| 33 |
| ИТОГО |
| 99 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, просмотр видеофильмов, посещение выставочных залов, выполнение практических работ, направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами пространственных (пластических) искусств. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
1 год обучения
1. Раздел «Общая характеристика видов искусства»
1.1 Тема: Введение в основы искусствознания.
Вводная беседа об искусстве, его видах, искусствознании. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей.
1.2. Тема: Виды искусств. Искусство слова, звука, изображения. Храм искусств.
Понятие «виды искусства». Изобразительные, временные (литература, музыка) и пространственно-временные (танец, кино, театр) виды искусства. Знакомство с произведениями различных видов искусства.
1.3. Тема: Пространственные, или пластические, искусства
Понятие термина «пространственные (пластические) виды искусства».
Изобразительное искусство и его виды (графика, живопись, скульптура, фотография), декоративно-прикладное искусство, архитектура.
1.4. Тема: Жанры в изобразительном искусстве
Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Посещение выставочного пространства.
1.5. Тема: Монументальное и станковое искусство. Художественные музеи
Понятия «монументальное искусство», «станковое искусство». Отличительные особенности монументального и станкового искусства. Знакомство с термином «музей». Виды музеев. Выставочное пространство. Художественные музеи. Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия».
2. Раздел «Архитектура»
2.1. Тема: Архитектура, её язык, особенности, виды.
Значение термина «архитектура». Виды архитектуры, типы построек. Материалы. Стилевые особенности.
2.2. Тема: Архитектурные стили разных эпох
Понятие «архитектурный стиль». Стилевые особенности построек разных эпох.
2.3. Тема: Истоки русской архитектуры. Народное деревянное зодчество
Термины «архитектура» и «зодчество». Знакомство с народным деревянным зодчеством Руси: виды построек, материалы, стилевые особенности.
2.4. Тема: Ландшафтная архитектура. Русская усадьба
Термины «ландшафтная архитектура», «малая архитектурная форма». Виды ландшафтной архитектуры (парки, сады, скверы, бульвары).
2.5. Тема: Градостроительство
Знакомство с термином «градостроительство». Проектирование новых и реконструкция постаревших построек, районов, городов. Города-музеи.
2.6. Тема: Архитектурные памятники Отечества
Знакомство с выдающимися памятниками русской архитектуры (видеурок).
2 год обучения
3. Раздел «Скульптура»
3.1. Тема: Скульптура, её язык, особенности, классификация, жанры, инструменты и материалы
Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение.
3.2. Тема: Скульптурные памятники Отечества. Мастера русской скульптуры
Знакомство с выдающимися мастерами русской скульптуры, скульптурными
памятниками.
4. Раздел «Графика»
4.1. Тема: Графика, её язык, материалы, изобразительные средства, классификация
Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Материалы и изобразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие «тон». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Показ работ учащихся и репродукций художников.
4.2. Тема: Станковая графика
Станковая графика. Рисунки, наброски, зарисовки. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Художественно-выразительные средства графики в жанрах портрета, пейзажа, анималистики.
4.3. Тема: Книжная графика
Печатная графика. Художественное оформление книги. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты.
4.4. Тема: Прикладная графика
Знакомство с прикладной графикой: виды, особенности работы в материале.
4.5. Тема: Монументальная графика. Плакат
Театрально-декорационная графика. Искусство плаката.
3 год обучения
5. Раздел «Живопись»
Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Станковая и монументальная живопись. Миниатюра. Иконопись.
Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Способы работы с цветом. Характерные особенности живописных техник.
Материалы и инструменты, изготовление красок.
Показ работ учащихся и репродукций художников в представленных техниках.
Виды монументальной живописи: фреска, мозаика, витраж. Материалы, способы работы.
Виды изображений в картине. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич).
Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр - замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Натюрморт, портрет, пейзаж в живописи.
6. Раздел «Декоративно-прикладное искусство»
Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. История возникновения ремесел родного края. Народные мастера. Традиции и современность.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
Знание особенностей языка различных видов пространственных искусств.
Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
Владение навыками восприятия художественного образа.
Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами.
Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (выставочные залы, музеи и т.д.).
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости обучащихся в форме зачёта в виде контрольного опроса, который проводится во 2-м полугодии с 1 по 3 классы. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде устного опроса, викторины.
Контрольный урок проводится на последнем занятии каждого года обучения в рамках аудиторного занятия в течение 1-го урока.
Методические рекомендации
по оцениванию устных ответов обучающихся
Задания в форме викторины - задания с выбором ответа.
Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме, численностью 10-20 человек.
Основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный, в том числе демонстрация методических пособий, иллюстраций;
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); игровые (проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя книжные фонды и фонды мультимедиатеки школы).
Средства обучения
материальные: учебная аудитория, оборудованная мебелью, компьютерной техникой, телевизором, видеомагнитофоном, DVD-проигрывателем, наглядными пособиями;
наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, иллюстративный фонд;
демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентации;
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру / А.М. Вачьянц. – М.: АЙРИС-пресс, 2015 – 224 с.: ил.+цв. Вклейка 16 с. – (Мировая художественная культура. Вариации прекрасного).
Ветрова, Г. Сказка о сказочнике. Айвазовский. Васнецов. Кустодиев. Левитан. Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству / И. П. Волков. – М., 1982.
Каменева, Е. О. Какого цвета радуга / Е. В. Каменева. – М.: Дет. Лит., 1984.
Кончин, Е. В. Как рождается музей / Е. В. Кончин. – М.: Дет. Лит., 1988.