Изобразительное искусство 3 года
Содержание
Пояснительная записка.
Содержание и структура дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года
Учебный план
Программы учебных предметов
5.1. Основы изобразительной грамоты и рисование
5.2. Основы композиции
5.3. Лепка
5.4. Беседы об искусстве
6. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой
аттестации, результатов освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года
Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года
Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану 1. дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года разработана на основе Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ, Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.03 № 66-01-16/32), в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН, Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа» города Канаш Чувашской Республики (далее – Учреждение).
Основная цель программы:
- гармоническое развитие личности, приобщение обучающихся к эстетическим и художественным ценностям.
Основные задачи:
Обучающие:
- формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе;
- формирование у обучающихся нравственно-эстетической действительности на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
- развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству, эмоциональной отзывчивости к художественно-творческой деятельности;
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения.
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к искусству;
- формирование художественно-творческой активности обучающихся.
Срок освоения Программы – 3 года.
На обучение по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года обучающиеся принимаются по письменному заявлению родителей (законных представителей).
В первый класс принимаются дети 10 лет и старше.
После освоения курса обучающимся выдаётся документ об обучении (справка, сертификат, свидетельство), форма которого разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно.
Начало учебного года - 1 сентября, окончание учебного года – 31 мая соответствующего учебного года.
Учебный год – 38 недель
Аудиторные занятия – 33 недели, резерв – 1 неделя
Каникулярное время учащихся в течение учебного года – не менее 4 недель.
Время летних каникул – 14 недель.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» составлен на основе Примерных учебных планов Министерства культуры Российской Федерации 2003 года для государственных и муниципальных школ искусств.
Учебный план включает предметы учебно-творческой подготовки – основы изобразительной грамоты и рисование, основы композиции, лепка и учебного предмета истрико-теоретической подготовки - беседы об искусстве.
Комплекс учебных предметов и объем часов определяют полноту и интенсивность образовательного курса, что позволяет решить не только задачи выявления творческих способностей обучающегося, но и сформировать навыки учебной деятельности, обеспечить овладение гарантированным минимумом знаний, умений, навыков, для продолжения образования (самообразования) и адаптации в современном культурном пространстве.
Реализация национально-регионального компонента:
- в учебно-тематические планы включено изучение чувашского народного искусства;
- проводятся выставки и встречи с художниками;
- создан этнографический класс на основе методического фонда;
- обучающиеся принимают участие в республиканских тематических конкурсах и выставках.
Максимально допустимая учебная нагрузка на одного обучающегося согласуется с санитарными требованиями и составляет 5,5 часов в неделю с 1 по 3 классы.
Учебный план составлен таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные условия для организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей обучения, а также обеспечить решение задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребенка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.
Учебные программы обеспечивают широту развития личности, учет индивидуальных потребностей каждого ребенка и отвечают следующим требованиям:
- целостности (внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана /предметов/ учебных программ);
- сбалансированности (уравновешенности составляющих частей);
- динамичности (возможности переориентации обучающегося).
Программа направлена на создание условий для достаточной степени овладения знаниями, умениями и навыками; достижения уровня развития личности, достаточного для творческой самореализации. Содержание программы позволяет сформировать основы самостоятельной художественной деятельности, развить практические навыки художественного творчества.
Все учебные предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей обучающихся, умение видеть и творить прекрасное.
Основная цель обучения заключается в том, чтобы дать обучающимся конкретные знания по изобразительной грамоте, научить их видеть и анализировать, грамотно и творчески подходить к изображению на плоскости; формировать художественный вкус и заинтересованное отношение к искусству.
«Основы изобразительной грамоты и рисование» - изучение натуры и приобретение необходимых знаний и практических навыков в её изображении по плоскости листа в условном пространстве.
«Основы композиции» – задача курса дать обучающимся понятие об основных законах композиции. Развить их образное мышление и эстетический вкус. Познакомить обучающихся с различными видами прикладной композиции (роспись по дереву, лоскутная мозаика и др.). Обучающиеся получают навыки и знания в работе в различных техниках с различными материалами.
«Лепка» - это предмет, который учит пространственному мышлению, то есть способствует развитию у обучающихся трёхмерного восприятия объёмной формы и умения хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство. Работа с пластическими материалами (глина, пластилин и др.).
«Беседы об искусстве» - предмет развивает художественное восприятие, интерес обучающихся к изобразительному искусству. Знакомит с видами и жанрами искусства, художественными музеями. Беседы помогают развитию речи обучающихся, расширяют словарный запас, учат понимать и анализировать произведения искусства.
Количественный состав классов (1 - 3 классы) – от 5 до 20 человек.
Комплексный подход преподавания данной программы способствует углублению знаний и гармоничному развитию личности ребенка.
Программа построена с учетом возрастных и психологических способностей детей и направлена на развитие их эмоциональной сферы, эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности.
Организация образовательного процесса
Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» (срок реализации 3 года) предназначена для комплексного изучения предметов художественно-эстетической направленности.
Занятия по предметам:
«Основы изобразительной грамоты и рисование» - 1 раз в неделю по 2 урока (академических часа) с 1 по 3 года обучения;
«Основы композиции» - 1 раз в неделю по 1,5 урока (1,5 академических часа) – с 1 по 3 года обучения.
«Лепка» - 1 раз в неделю по 1 уроку (академическому часу) с 1 по 3 года обучения
«Беседы об искусстве» - 1 раз в неделю по 1 уроку (академическому часу) с 1 по 3 года обучения;
Продолжительность урока (академического часа) - 40 минут, включая непосредственно содержательный аспект, выбранный в соответствии с календарно-тематическим планированием, организационные и заключительные моменты занятия.
Методологическое обеспечение программы
Обучение по своей форме – групповое.
Формы проведения занятий: практические тематические занятия; беседы; выставки;
экскурсии.
Методическое обеспечение: дидактические материалы; пособия, комплекты методической и теоретической литературы в соответствии с направлениями деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» (срок реализации 3 года)
По окончанию курса каждый обучающийся будет уметь и знать:
- смысловое единство действия и окружения, цветовые и тональные средства выражения;
- работать с натурой: наброски – обобщение;
- различать цветовой контраст и цветовую гармонию;
- знать принцип контраста: линий, форм, величин, тона, цвета;
- уметь раскрывать смысл событий и идей через столкновение противоборствующих сил;
- уметь последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, передавать световоздушную среду, ставить творческие задачи;
- владеть навыками передачи объема и формы, четкой конструкцией предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- уметь выражать свое индивидуальное мнение к изображаемому, передавать меру условности, видения работы, при этом техническая сторона должна соответствовать творческой;
- уметь различать индивидуальный «подчерк» художника;
- уметь улавливать стилевое единство в произведениях разных видов изобразительного искусства;
- уметь выявлять средство выразительности, которыми пользуется художник;
- свободно владеть разными художественными техниками.
Результатом освоения образовательной является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
Основы изобразительной грамоты и рисование:
знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
знание законов перспективы;
умение рисовать по памяти предметы в различных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального
состояния;
навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
Основы композиции:
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии,
силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительной возможности;
формирование умений и навыков в области декоративно прикладного творчества;
формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры
духовной;
овладение различными техниками декоративно-прикладного творчества и основам
художественного мастерства;
приемы составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
навыки создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
Лепка:
знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость»,
«декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
знание оборудования и пластических материалов;
умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
умение передавать массу, объем, пропорции характерные особенности предметов;
умение работать с натуры и по памяти;
-развитие объемно-пространственного мышления, развитие у ребят трехмерного восприятия
объемной формы и умения хорошо чувствовать и передавать пластическими средствами объем.
-развитие чувства пластики, цельности и вкуса, раскрытие творческих способностей у учащихся,
наиболее склонных к пластической передаче образа.
Беседы об искусстве:
знание основных видов и жанров изобразительного искусства;
первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-
нравственном развитии человека;
знание основных понятий изобразительного искусства;
умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство»
Для успешной реализации данной программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение: кабинет для занятий; мольберты; методический фонд, гипсовые фигуры, розетки; материалы: гуашь, акварель, кисти, бумага, восковые мелки и т.д.; глина, пластилин.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам школы. Библиотечный фонд укомплектовывается литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по живописи, рисунку, станковой композиции должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.
Библиотечный фонд по прикладному искусству укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Помещение должно быть оборудовано удобной мебелью, наглядными пособиями.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Изобразительное искусство»
Текущая оценка усвоенных обучающимся знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства дает возможность не только определить уровень освоения программы каждым обучающимся, но и обнаружить наиболее трудные для усвоения ее разделы и адаптировать их с учетом возможностей детей.
В течение учебного года проводится поэтапная диагностика успешности усвоения программного материала:
- первый этап (текущий контроль, промежуточная аттестация - зачет) – просмотр работ обучающихся, устный опрос;
- второй этап (итоговый) – итоговая просмотр (выставка) работ обучающихся.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету.
Основными формами промежуточной аттестации являются: зачет (по итогам просмотра), устный опрос.
Итоговая аттестация проводится по итогам промежуточной аттестации. Обучающимся выставляется итоговая оценка, которая фиксируется в документе об обучении.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Критерии оценок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
При выставлении оценок обучающимся по учебным предметам используется 5- балльная система или качественное оценивание («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:
Отметка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала, умение самостоятельно выполнить практическую работу, не допустив ошибок, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда обучающийся не допускает ошибок.
Отметка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала. При этом допускаются неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» («удовлетворительно») свидетельствует о том, что обучающийся знает основные положения учебного материала, но не умеет их разъяснить, реализовывать, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний, форме построения ответа.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что обучающийся знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Ученик передает информацию, которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений, доводов.
Каждая практическая работа по изобразительному искусству оценивается по пятибалльной системе.
Текущая отметка выставляется в классный журнал.
По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и годовые отметки.
Отметки заносятся в сводные ведомости по классам.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
Целями творческой и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижением отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоев населения, приобщение их к духовным ценностям.
Высокое качество образования предполагает организацию творческой деятельности путем проведения конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, выставок.
Методическая работа в школе ведется через следующие формы:
открытые уроки;
мастер-классы;
Преподаватель должен уметь: разрабатывать учебные программы по преподаваемым им предметам в рамках образовательной программы в области соответствующей области искусств, а также их учебно-методическое обеспечение; использовать в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы по разделу «Беседы об изобразительном искусстве»
Бартенев И.А., Батажкова В.Н., Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобразительное искусство, 1983.
Ветрова Г. Русское искусство. Детская энциклопедия. – М.: Белый город, 2000.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1.: Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. – СПб: Лита, 1998.
Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток. Краткий конспект в таблицах и схемах. – М.: ООО «Фирма МКХ», 2000.
Григорьева Е., Гуглина Е. Чудеса света: Энциклопедия. – М.: ООО «Росмэн – Издат», 2001.
Гутнов А.Э. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1985.
Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. – М.: Советский художник, 1984.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М.: Детская литература, 1989.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: «Искусство», 1988.
Зарецкая Д.М., Смирнов В.В. Мировая художественная культура. – М.: ООО «Фирма МКХ», 2000
Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Древняя Греция. Искусство и философия. – М.: «Молодая гвардия», 1995.
Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Англия. Франция. – М.: Современник, 1996.
Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Германия. Нидерланды. М.: Современник, 1996.
Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Италия. Испания. – М.: Современник, 1996.
Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство России. – М.: Современник, 1997.
Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: Краткая художественная энциклопедия. – М.: Современная энциклопедия, 1978.
Искусство: Энциклопедический словарь школьника. – М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2000.
Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2001.
Искусство средних веков и Возрождения. Энциклопедия. – М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2001.
История зарубежного искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1983.
История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. – М.: «Изобразительное искусство», 1979.
История искусства зарубежных стран. XVII-XVIII в.в. – М.: «Изобразительное искусство», 1988.
История искусств. – М.: «Современная литература», 1999.
Каретникова Л.Д. и др. Как смотреть и понимать произведения искусства. – М.: «Знание», 1964.
Кашекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. – М.: «Просвещение», 2000.
Комарова И.И., Железнова Н.Н. Художники. – М.: «Рипол Классик», 2000.
Любимов Л.Д. «Искусство древнего мира». – М.: «Просвещение, 1980.
Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. – М.: «Просвещение», 1976.
Мастера искусства об искусстве. Т. 1-9. – М.: Искусство, 1970-1977.
Миллард Э. Пирамиды – Смоленск: Русич, 2000.
Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19-нач. 20 в.в. – М.: Искусство, 1991.
Овсянников Ю.М. Рассказы об архитектуре. – М.: Детская литература, 1985.
Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1969.
Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. – М.: Просвещение, 1962.
Полунина В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 1982.
Популярная художественная энциклопедия. – М., 1986.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л.: Наука, 1986.
Рейтерсверд О. Импрессионисты. – М., 1974.
Саверкина И.И. Греческая скульптура V века до н.э. в собрании Эрмитажа. – М.: Искусство, 1986.
Семь чудес света и другие. – М.: Знание, 1990.
Словарь терминов архитектуры. СПб, 1994.
Советское изобразительное искусство, 1941-1960. – М.: Искусство, 1981.
Советское изобразительное искусство, 1917-1941. – М.: Искусство, 1977.
Сокольникова Н.М. Краткий Словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996.
Трофимов А.А. чувашская народная культовая скульптура. – Чебоксары: «Чувашское книжное издательство», 1993.
Французская живопись. – М.: Искусство, 1972.
Харнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. – М.: Прогресс, 1984.
Энциклопедия для детей: Искусство. Ч. 1.: Архитектура. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. – М.: «Аванта плюс», 1999.
Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева. – М.: Педагогика, 1984.
Список литературы по разделу «Живопись»
Список литературы для преподавателей
Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1962.
Алексеева В.В. Что такое искусство. М.: Сов. Художник, 1991.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-пркладное искусство в жизни человека. М.: Просвещение, 2001.
Дубровская Н.В. Игры с цветов. СПб.:Детство – Пресс, 2005.
Дубровская Н.В. Краски палитры. 6 – 7 лет: Рабочая тетрадь по цветоведению. СПб.: Детство – Пресс, 2006.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Владос, 2004.
Коргузалова Р.И. Рисование. М.: Просвещение, 1997.
Розенсвассер В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1997.
Светлова И.Е. Развиваем, изображение и фантазию. М.:Эскимо, 2005.
Синицина Е.И. Умные занятия. М.: Лист, 1999.
Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб.: Детство – Пресс, 2002.
Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей. М.: Просвещение, 1998.
Яблонский В.А. Оборудование кабинета рисование и основ композиции. М.: Высш. шк., 1983.
Список литературы для обучающихся
Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М.: Лист, 1998.
Алехин А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993.
Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М.: Просвещение, 2001
Зеленина Е.Л. Играем, познаём, рисуем. М.: Просвещение, 1992
Лыкова И.Л. Мастерилка. Букашки из бумажки. М.: Карапуз, 2007.
Михайлов А. Искусство акварели: Учебное пособие. – М., 1995
Список литературы по разделу «Рисунок»
Барщ А. «Рисунок в средней художественной школе». – М.: «Искусство», 1957.
Беда Г. В. «Основы изобразительной грамоты». – М.: «Просвещение», 1981.
Бритвин В. Г. «Дидактические основы преподавания конструктивного рисунка в образовательных учреждениях культуры и искусства». – Чебоксары, 2008.
Костерин Н. Н. «Основы рисования». – М.:»Просвещение», 1984.
Ли Н. Г. «Основы учебного академического рисунка». Учебник. – М.: «Эксмо», 2006.
Терентьев А. Е. «Рисунок в педагогической практике учителя ИЗО». – М: «Просвещение», 1981.
Список литературы по разделам «Композиция станковая», композиция прикладная
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов пед.институтов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.
2. Максимов Ю. В. Родник творчества: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
Рид У. Фигура: Методика рисования и построения. – М.: ООО «Попурри», 2000.
Руиссинг Х. Полный курс масляной живописи. – М.: Внешсигма, АСТ, 2000.
Сокольникова А. М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. – Обнинск: «Титул», 1999.
Ургалкина Н. А., Зайцев Ю. А. Жизнь и творчество. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1976.
Ургалкина Н. А. Художники Чувашии. – Л.: Художник РСФСР, 1978.
Проблемы композиции /Под ред. В. В. Ванслова. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Школа изобразительного искусства в 10 выпусках. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
Школа изобразительного искусства : в 10 томах. – М.: Издательство Академии художеств, 1963.
Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
Список литературы по разделу «Скульптура»
Список литературы для преподавателей
Ватагин В. Изображение животных. М.; 1957.
Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. М.; 1982.
Писаревский Л. Лепка головы человека М.; 1962.
Рабинович. М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц . М.; 1978.
Соколов В. Лепка фигуры. М.; 1968
Список литературы для обучающихся
Школа изобразительного искусства: Сб. В 9 т. М. 1960-1988.
Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному искусству. Раздел «Скульптура». М.; 1963.
Список литературы по разделу «Пленэр»
Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1975.
Маслов Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. – М.: Изобразительное искусство, 1983.
Материалы и техники рисунка/Под ред. В. А. Королёва. – М.: Изобразительное искусство, 1983.
Сокольникова А. М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. – Обнинск: Титул, 1999.
Ургалкина Н. А. Художники Чувашии. – Л.: Художник РСФСР, 1976.
Энциклопедический словарь юного художника. /Сост. Платонова Н. И., Синюков В. Д. – М.: Педагогика, 1983.