Основы композиции ДХШ

Тип документа
Методика
Дата публикации
01.02.2022
57

Рабочая программа по учебному предмету ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

 Структура программы учебного предмета 

 

I. Пояснительная записка  

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном  процессе; 

- Срок реализации учебного предмета; 

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного 

   учреждения на реализацию учебного предмета; 

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий; 

- Цели и задачи учебного предмета; 

Структура программы учебного предмета; 

- Методы обучения;  

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; 

 

II. Содержание учебного предмета  

 -Учебно-тематический план; 

 Годовые требования. Содержание разделов и тем; 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся  

IV. Формы и методы контроля   

V. Методическое обеспечение учебного процесса  

 

VI. Список литературы и средств обучения  

                                     

  Список методической литературы; 

  Список учебной литературы; 

  - Средства обучения 

 

 

  I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 

Учебный предмет «Основы композиции» занимает важное место в комплексе предметов дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.  

Программа учебного предмета «Основы композиции» направлена на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. 

Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметыв которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.  

Программа предполагает использование разных форм проведения занятий: применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества. 

Срок реализации учебного предмета 

Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс. В 1-3 классах продолжительность учебных занятий составляет 33 недели. 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы композиции» при 3-летнем сроке обучения составляет 196 часов аудиторные занятия,  

                                    Сведения о затратах учебного времени 

и графике промежуточной и итоговой аттестации 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки 

Затраты учебного времени, 

график промежуточной аттестации 

 

Всего часов 

Классы 

1 

 

2 

 

3 

 

 

Полугодия 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

 

Аудиторные занятия (в часах) 

24 

25,5 

24 

25,5 

24 

25,5 

148,5 

Вид промежуточной аттестации  

 

просмотр 

 

 

просмотр 

 

 

просмотр 

 

  

Форма проведения учебных занятий 

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и с учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме, численность группы – от 10 до 20 человек. Для развития навыков творческой работы обучающихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения 

Недельную учебную нагрузку составляют 1,5 часа аудиторных занятий. 

 

Цели и задачи учебного предмета 

Цели: 

создание условий для выявления и развития творческих способностей в области изобразительного искусства в среднем школьном возрасте; 

- формирование у детей среднего школьного возраста комплекса основных знаний, умений и навыков в области прикладной композиции; 

- формирование понимания художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. 

Задачи: 

  • обучающие: 

   научить основам художественной грамоты; 

   сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;  

 овладеть различными техниками прикладной композиции и основами художественного мастерства; 

  научить практическим навыкам создания объектов в разных видах прикладного творчества; 

 научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках; 

   научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;  

 научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы; 

  • воспитательно-развивающие: 

 пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству; 

 раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка; 

  формировать творческое отношение к художественной деятельности; 

 развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; 

  приобщить к народным традициям; 

 воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. 

Структура программы 

Программа содержит следующие разделы: 

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; 

  • распределение учебного материала по годам обучения; 

  • описание дидактических единиц учебного предмета; 

  • требования к уровню подготовки обучающихся; 

  • формы и методы контроля; 

  • методическое обеспечение учебного процесса. 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 

Методы обучения 

Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);  

  1. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);  

  1. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);  

  1. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). 

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методикиПрименение различных методов и форм (теоретических и практических занятий и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий: 

  1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале. 

  1. Освоение приемов работы в материале. 

  1. Выполнение учебного задания. 

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.  

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам школы. Библиотечный фонд укомплектовывается печатной литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Учебный класс должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями. 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Содержание учебного предмета «Основы композиции» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. 

Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.  

Содержание программы включает следующие основные разделы:  

Раздел 1: Работа с бумагой. 

Раздел 2: Традиционные виды росписи. 

Раздел 3: Текстиль.  

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. 

Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества. 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 


 

Название раздела, темы 

Вид 

учебного занятия 

Аудиторные 

занятия 

49.5 

Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.  

Аппликация с элементами коллажа 

 

1.1. 

Дерево - рука 

Урок 

1.5 

1.2. 

Букет цветов 

Урок 

3 

1.3. 

Осенние листочки 

Урок 

1.5 

1.4. 

Пейзаж-настроение 

Урок 

3 

1.5. 

Сказка 

Урок 

3 

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись 

 

2.1. 

Беседа о росписи. Знакомство с элементами 

Урок 

3 

2.2. 

Копирование образца 

Урок 

3 

2.3. 

Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи 

Урок 

3 

Раздел 3: Текстиль. Ткачество 

3.1. 

История ткацкого ремесла 

Видеоурок 

1 

3.2. 

Основные технические приемы ткачества 

Урок 

3.5 

3.3. 

Копирование гобелена 

Урок 

3 

3.4. 

Значение колорита в  работе над гобеленом 

Урок 

1.5 

3.5. 

Выполнение эскиза гобелена 

Урок 

3 

3.6. 

Пояс в технике дерганье (плоский) 

Урок 

1.5 

3.7. 

Пояс в технике дерганье (квадратный) 

Урок 

1.5 

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах 

4.1. 

Плешковская игрушка-свистулька 

Урок 

3 

4.2. 

Чернышенская глиняная кукла» 

Урок 

3 

4.3. 

Колокольчик 

Урок 

3 

4.4. 

Матрешка 

Урок 

3 

4.5. 

Игрушка – погремушка 

Урок 

1.5 

 

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 

 

Название раздела, темы 

 

Вид 

учебного занятия 

Аудиторные 

занятия 

49.5 

Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж 

1.1. 

Мир, в котором я живу 

Урок 

3 

1.2. 

Натюрморт 

Урок 

3 

1.3. 

Открытка 

Урок 

3 

1.4. 

Город 

Урок 

4.5 

Раздел 2: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись. Гжель 

2.1. 

Беседа о росписи. Знакомство с элементами 

Урок 

1.5 

2.2. 

Копирование образца 

Урок 

3 

2.3. 

Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи 

Урок 

4.5 

Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка 

3.1. 

Вышивка и кружево в русском костюме 

Видеоурок 

1.5 

3.2. 

История кружевоплетения на коклюшках в России, оборудование 

Урок 

1.5 

3.3. 

Орнамент сцепного кружева, полотнянка, ажурные решетки 

Урок 

3 

3.4. 

Копирование образцов 

Урок 

3 

3.5. 

Творческая работа 

Урок 

4.5 

3.6. 

Искусство вышивки 

Урок 

1.5 

3.7. 

Традиционная вышивка «Орловский спис» 

Урок 

3 

3.8. 

Орнаментальная композиция «Сказочные птицы» 

Урок 

3 

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Игрушка из природного материала  

4.1. 

Закладка на основе косички из 3-5 соломин, 4-х с двумя основными 

Урок 

1.5 

4.2. 

«Сердечко» 

Урок 

1.5 

4.3. 

«Птица»  

Урок 

1.5 

4.4. 

«Лошадка» 

Урок 

1.5 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 

 

Название раздела, темы 

 

Вид 

учебного занятия 

Аудиторные 

занятия 

49.5 

Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги.  

Объемное моделирование и конструирование 

1.1. 

Способы создания фактуры на бумаге 

Мастер-класс 

1.5 

1.2. 

Монотипия или мраморирование 

Мастер-класс 

1.5 

1.3. 

Волнистый шар 

Урок 

3 

1.4. 

Елка объемная 

Урок 

4.5 

1.5. 

Бумажная бижутерия 

Урок 

4.5 

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец и Мезень) 

2.1. 

Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно-стилистическими особенностями  

Урок 

1.5 

2.2. 

Копирование образца 

Урок 

3 

2.3. 

Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике  

Урок 

4.5 

2.5. 

Эскиз росписи прялки в мезенской технике  

Урок 

6 

Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани 

3.1. 

Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора 

Урок 

1.5 

3.2. 

Печать на ткани геометрического орнамента. 

Урок 

1.5 

3.3 

Печать на ткани растительного орнамента. 

Урок 

1.5 

3.4. 

Батик. Свободная  техника росписи. 

Урок 

4.5 

3.5. 

Техника росписи «Холодный батик». 

Урок 

6 

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка 

4.1. 

Знакомств с миром тряпичной куклы. Кукла «Зайчик на пальчик». 

Урок 

1.5 

4.2. 

Кукла «Мартиничка» 

 

Урок 

1.5 

4.3. 

Кукла «Колокольчик» 

Урок 

1.5 

 

 

Годовые требования. Содержание разделов и тем 

 

1 год обучения 

Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа 

1.1. Тема: Дерево – рука. Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации, которая на него наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая бумага из журналов, клей, ножницы. 

1.2. Тема: Букет цветов. Познакомиться с техникой мозаичной аппликации. Узнать о виде  монументального декоративно-прикладного искусства - мозаика. Выполнить композицию из заранее подготовленных кусочков бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции. Задание выполняется на картоне с использованием цветной бумажной мозаикой. 

1.3.Тема: Осенние листочки. Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций частей в сложных составных формах. Понятия «симметрия» и «асимметрия»Использование цветной бумаги, картона, шаблона листьев, декоративных маркеров. 

1.4. Тема: Пейзаж-настроение. Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картоне формат А4. 

1.5. Тема: СказкаПознакомить с анималистическим жанром в декоративно-прикладном искусстве.  Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке в технике аппликации из кусочков рваной цветной бумаги. Найти выразительное решение композиции, выполнить силуэтное изображение животного. Использование цветной бумаги, цветного картона. 

 

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись 

2.1. Тема: Филимоновская роспись. Беседа об истории возникновения и развития росписи деревни Филимоново Тульской области. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров, которыми украшают филимоновскую игрушку и способами их нанесения на поверхность. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором. Возможно создание коллективной композиции «Ярмарка игрушек». Работа ведется на формате А4 гуашью, с использованием шаблонов. 

2.2Тема: Копирование образцаВыполнить копию росписи филимоновской игрушкиРасписать нарисованную по шаблону фигурку или готовую белую игрушку-свистульку простой формы, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется акварель, гуашь, формат А4. 

2.3. Тема: Творческая работа «Праздничное гуляние». Создать композицию с фигурками людей, зверей, птиц выполнив их роспись. Закрепить пройденный материал. Используется акварель, формат А4орнаментальные схемы выполненные на первом уроке. 

 

 Раздел 3Текстиль. Ткачество 

3.1. Тема: История ткацкого ремесла. Просмотр фильма об истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для ткачества. На основе музейных образцов познакомиться с видами ткачества. 

3.2. Тема: Основные технические приемы ткачестваПодготовить картон к ткачеству, выполнить простое полотняное переплетениеПознакомиться с понятиями зев, уток, долевая нить. Используется картон, хлопковая и шерстяная нить, пластиковая иголка. 

3.3. Тема: Копирование гобеленаИспользуя возможности изобразительных средств (линия, точка) выполнить копию готового гобелена с натуры, имитируя технику ткачества. Используется формат А4, гуашь, акварель, фломастеры. 

3.4. Тема: Значение колорита в работе над гобеленомВыполнить ассоциативную цветовую композицию на заданную тему (грустно-весело, тепло-холодно и т.д.). Возможно использование фактуры для достижения большей эмоциональной выразительности. Материалыгуашь, формат А4. 

3.5. Тема: Выполнение эскиза гобелена. Симметрия и асимметрия в декоративной композиции. Выполнить эскиз гобелена в цвете, используя технику работы мазком, направленном только вертикально или только горизонтально. Используется гуашь, формат А4. 

3.6. Тема: Пояс в технике «дерганье» (плоский)Познакомиться с техникой выполнения несложных поясов в технике дерганье. Используются толстые нити разных цветов. 

3.7. Тема: Пояс в технике «дерганье» (квадратный). Познакомиться с техникой выполнения несложных поясов в технике дерганье. Выполнить небольшое изделие (шнурок, брелок). Используются толстые нити разных цветов. 

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.  

4.1.  Тема: «Плешковская игрушка – свистулька». Познакомиться с традиционной глиняной игрушкой Орловского края и особенностями ее выполненияОсвоить приемы лепки и декора плешковской игрушки-свистульки. Зарисовать образцы, фрагменты декора игрушек-свистулек. Выполнить игрушку в материале. Используется глина, красители. 

4.2.Тема «Чернышенская глиняная кукла»Познакомиться с традиционной глиняной игрушкой Орловского края. Освоить приемы лепки и декора чернышенской куклы. Зарисовать образцы фрагментов декора глиняной куклы. Выполнить куклу в материале. Используется глина, красители. 

4.3. Тема: Колокольчик (папье-маше)Познакомиться с техникой прикладного творчества папье-маше. Выполнить основу формы из пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой. После полного застывания объемную форму расписать, украсить декоративными элементами. Используется пластилин, клей ПВА, мелко порванная газета, гуашь. 

4.4. ТемаМатрешка 

Познакомиться с историей возникновения матрешки – образа красавицы, воспетой в русских песнях и сказках. Расписать матрешку в полховско майданской традиции. Познакомиться с последовательностью работы над заготовкой, сначала лицо и руки, после этого фоновые места на поверхности формы, после этого разные элементы декора. Используется гуашь, плотная бумага. 

4.5. Тема: Игрушка-погремушкаЗнакомство с традицией изготовления предметов быта, игрушек, украшений, лаптей, туесков для хранения продуктов из бересты. На примере простого изделия освоить приемы работы с берестой. Вырезать заготовку по разметке. Разметить линии сгиба согласно технологической карте, собрать игрушку. Используются береста, ножницы, линейка, подкладная доска, горох. 

2 год обучения 

Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж 

1.1. Тема: НатюрмортИспользуя технику коллажа выполнить выразительное решение сюжета. Выбрать удачное композиционное размещение предметов на плоскости.  Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные его части по заготовленным лекалам из тканей различных по фактуре и цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: ткань, кожа, бумага, фурнитура. 

1.2. Тема: Мир, в котором я живуНа бумагу, согласно задумке наклеить вырезанный из пестрой ткани силуэт. Импровизируя на тему рисунка, нанесенного на ткань, выполнить композицию, дорисовывать фон, как органическую среду для данного мотива. В процессе работы необходимо соблюдение единого с рисунком ткани стиля (тот же колорит, характер рисунка, ритм, структура), таким образом, определяется значение стилевого единства в композиции. Используется ткань, гуашь, бумага формат А4. 

1.3. Тема: ОткрыткаПродумать сюжет и эскиз на основе знаний о симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм. Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в работе цветная бумага, картон, фетр, фурнитура (пуговицы, пайетки, бусины). 

1.4. Тема: Зима в городеНарисовать эскиз панно, затем выполнить его в технике коллажа с использованием различных материалов и способов их обработки. Используя способ бумагокручения, основанный на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно получение объемных деталей композиции. Использование бумаги, ткани, картона, дырокола и др. 

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Гжель 

2.1. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Беседа об истории возникновения и развития кистевой росписи «Гжель». Знакомство с элементами (бордюр, «мазок с тенью», капелька и др.) Изучить элементы росписи, овладеть основными приемами их выполнения. Написать цветок или птицу в технике «Гжель». Использование материалов: гуашь, формат А4. 

2.2. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Выполнение копии. Копирование росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Гуашь, керамическая плитка. 

2.3. Тема: Кистевая роспись. Создание композиции. Повторение основных особенностей гжельской росписи (орнаментальные мотивы и приемы выполнения росписи). Создать свой эскиз и выполнить роспись керамической плитки. Роспись выполняется на керамической плитке гуашью, по предварительно выполненному эскизу. 

 

Раздел 3: ТекстильКружево и вышивка 

3.1. Тема: Кружево и вышивка в русском традиционном костюме. Видеоурок. Знакомство с предметами быта наших предков, уклад их жизни. Народный костюм - философия жизни русского народа, использование орнамента и цвета в костюме.  

3.2. Тема: История кружевоплетения на коклюшках в России, оборудование. Познакомиться с историческими центрами кружевоплетения в России, технологией плетения кружева и оборудованием. Зарисовать характерные мотивы сцепного кружева. Тонированная бумага, белая гелевая ручка, белая гуашь. 

3.3. ТемаОрнамент сцепного кружева, полотнянка, ажурные решетки. Работа с образцами коклюшечного кружева в сцепной технике плетения. Зарисовать наиболее распространенные образцы ажурных решеток в нем. Работа ведется на тонированной бумаге белой гелевой ручкой. 

3.4. Тема: Копирование образцов коклюшечного кружева, выполненных в сцепной технике плетения. Обратить особое внимание на использование ажурных решеток. Работа ведется на тонированной бумаге белой гелевой ручкой. 

3.6. Тема: Творческая работа «Дерево»Беседа. Симметрия и уравновешенность в композиции. Выполнение эскиза по мотивам кружева сцепной техники плетения. Тонированная бумага, гуашь, гелевая белая ручка. 

3.6. Тема: Искусство вышивкиПознакомиться с традиционной русской вышивкой, узнать особенности основных центров вышивания (русский Север, юг России, Ивановская, Владимирская области др.). Работая с образцами, зарисовать геометрические и зооморфные мотивы вышивки. Использование бумаги в клетку, фломастеров, гуаши. 

3.7. Тема: Традиционная вышивка «Орловский спис»Познакомиться с традиционной вышивкой орловского краяс понятиями симметрия и асимметрия относительно вертикальной оси на примере орнаментальных особенностей «Орловского списа» Работая с образцами, зарисовать основные мотивы вышивки. Используются фломастеры красный и синий, формат А4. 

3.8. Тема: Орнаментальная композиция “Сказочные птицы”. Беседа. Симметрия и уравновешенность в трехчастной композиции. Декоративное заполнение плоскости орнамента. Выполнение эскиза по мотивам народных вышивок. Знакомство с народными поверьями, связанными с изображениями птиц и разнообразными воплощениями этого образа в декоративно-прикладном искусстве. Работа ведется на тонированной бумаге гуашью. 

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах 

Игрушка из природного материала (солома, листья кукурузы, рогоз). 

4.1. Тема: Закладка на основе косички из 3-х, 5-и соломин, 4-х с двумя основными. Познакомиться с соломоплетением (рогозом, листьями кукурузы и т.д.), правилами заготовки растений, отбеливанием и крашением, техникой плетения. Выполнить плоские плетенки  закладки с использованием разного количества соломин. Изделие выплетается из соломы, фиксируется прочной нитью. 

4.2. Тема: «Сердечко». Изготовление игрушек из природных материалов – традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. История сакрального значения данных фигурок (птица, конь, солярные знаки). Выполнение объемных фигурок из плоских плетенок. Освоение способов соединения плетенок между собой. Работа выполняется из соломки, фиксируется прочной нитью. 

4.3. Тема: «Птица»Символика образа птицы в народном творчестве. Знакомство с несколькими способами изготовления птиц, от которых зависит конструкция изделия: птицы могут быть подвесными, стоячими на двух ногах или на одной ноге-подставке. Работа выполняется из лыка, цветных нитей, ткани.  

4.4. Тема: «Лошадка». Знакомство с символикой образа коня в народном творчестве. Выполнить фигурку лошадки. При изготовлении фигурки соблюдать последовательность, которую ученикам необходимо запомнить. Используется соломка, нитки. 

 

год обучения 

Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги.   

Объемное моделирование и конструирование 

1.1. Тема: Способы создания фактуру на бумаге. Познакомиться со способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли. Результатом работы станут навыки получения цветной бумаги из обычной. Возможно, использование получившихся образцов в изготовлении изделий в других заданиях, а также при изготовлении упаковки. Используется бумага, акварель, пищевая пленка. 

1.2. ТемаМонотипия или мраморирование Познакомиться со способами получения «единственного отпечатка». Плавные переходы тонов монотипии усиливают декоративный эффект. Мраморирование – оттиск с поверхности воды, монотипия – с любой гладкой плоскости. Используются в работе бумага, акварель, мыло, чернила для мраморирования. 

1.3Тема: Конструирование объемной формы «Волнистый шар»Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные части. Художественное конструирование объемных форм на основе геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, цилиндр).  Техника изготовления «Волнистого шара». Сбор шара из 12 и 18 частей. Используемые материалы:  бумага, циркуль, клей ПВА. 

1.4Тема: Елка объемнаяСистема работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Возможен индивидуальный подход: более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий смысл задания сохраняется. Используя шаблон и правила симметричного вырезания подготовить детали елкиСогласно схеме соединить части в общую форму. Используется плотная бумага, линейка, ножницы, клей ПВА. 

1.5. Тема: Бумажная бижутерияТакой эксперимент в работе с бумагой позволит детям увидеть привычные вещи по-новомуОсвоить способы скручивания бумаги в трубочки. Форма бусины зависит от способа нарезки бумаги (прямоугольник или треугольник), дополнительными вставками в снизке могут стать гофрированные элементы. Использование цветных страниц из глянцевых журналов (чем толще бумага, тем больше бусина), ножницы, линейка, зубочистка, клей.  

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву  

(Городец и Мезень) 

2.1. Тема: Роспись по деревуБеседа о видах росписи, художественно-стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Хохлома, Городец, Мезень). Краски, применяемые для росписи. Познакомить с центрами росписи по дереву, узнать особенности стиля и орнаментальные мотивы. Изучить элементы и мотивы выбранной росписи, овладеть основными приемами их выполнения. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из  цветов на бумаге. Используется гуашь, формат А4. 

2.2. Тема: Роспись по дереву. Выполнение копииНаучиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение копии с подлинника. Использование деревянной заготовки, гуаши. 

2.3. Тема: Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике. Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписиИспользуя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь. 

2.4. Тема: Эскиз росписи прялки в мезенской технике. Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь. 

Раздел 3Текстиль. Способы декорирования ткани 

3.1. Тема: Роспись тканейПровести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей. Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной росписи.  

3.2. Тема: Печать на ткани геометрического орнамента. 

Познакомить с историей возникновения печатания на ткани (набойки). Выполнить оформление ткани, используя различные штампы из природных форм - простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на картофеле и морковиПродумать эскиз оформления ткани, по предложенным преподавателем схемам (круг или квадрат), создать свои раппорты, потренироваться на ткани, после этого приступить к ее оформлению. Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала. 

3.3. Тема: Печать на ткани растительного орнамента. Составить эскиз растительного орнамента из отпечатков разрезанной поперек головки чеснока веток) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки). При печатании, дети пользуются предложенными преподавателем схемами (круг или квадрат)Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала. 

3.4. Тема: Батик. Свободная техника росписи. Познакомить с техникой свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Продемонстрировать приемы работы кистью на тканиСоздать композицию “Цветы”, работая с наглядным материалом. Выполнить рисунок на бумаге, узнать способы его перенесения на тканьподготовить рамы к росписи, резервирование, роспись (работа с цветом). Декорирование выполненной композиции контурами. Использование красок для батика, ткани, декоративных контуров.  

3.5. Тема: Панно «Птица-пава». Познакомиться с техникой росписи «Холодный батик». Освоить приемы работы (переведение рисунка на ткань, нанесение контура, роспись с более светлых участков). Работа над эскизом батика. Возможно использование геометрического орнамента при создании рамки вокруг основного мотива. Использование тканикрасок для батика, резерва, стеклянных трубочек. 

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалахТряпичная игрушка 

4.1. Тема: Знакомство с миром тряпичной куклы. Кукла «Зайчик на пальчик». Знакомство с миром тряпичной куклы, показ готовых кукол - закруток. Традиционная кукла – это не просто ловкость и мастерство исполнения, за их неприхотливым обликом дети должны увидеть целый мир, полный чудес и творческих поисков. Выполнение куклы осуществляется одновременно с учителем, отрабатываются приемы закрепления ткани нитью в определенных местах согласно традиции. Используются ткань, нитки, синтепон, ножницы. 

4.2. Тема: Кукла «Мартиничка»Познакомиться с традицией выполнения куклы из ниток, с приемами ее изготовления из ниток разных цветов. Выполнить пару кукол (девочка и мальчик) и соединить их крученым шнурочкомОсвоить технику работы с нитками при стягивании нитей в нужных местах для получения заданной формы. Используются нитки двух цветов. 

4.4. Тема: Кукла «Колокольчик»Познакомить с символичностью данной куклы, так как колокольный звон – один из самых сильных оберегов, и, если верить тряпичному колокольчику, он станет обладателем таких свойств. Рассказать о порядке работы во время создания данной куклы. Отработать навыки и умения работы с тканями, которые способствуют развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий. Используются ткань и синтепон. 

 

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

 

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы композиции». 

1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства 

2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности. 

3. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.). 

4. Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом. 

5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла. 

6. Умение работать с различными материалами. 

7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования. 

8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов. 

9. Навыки заполнения объемной формы узором.  

10. Навыки ритмического заполнения поверхности. 

11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения. 

12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором. 

13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов. 

14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.  

15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности. 

 

 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 

  1.  

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. 

Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.  

В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся программой предусмотрено коллективное обсуждение выполненных работ в конце каждого урока.  

Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (проводится в форме творческих просмотров работ обучающихся во 2-м, 4-м полугодиях за пределами аудиторного времени. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения.  

По окончании изучения учебного предмета за пределами аудиторного времени проводится итоговая аттестация, вид аттестации – выставка-просмотр творческих работ 

Обучающемуся предлагается выполнить итоговую творческую работу на заданную тему. На выполнение задания отводится 2 академических часа.  

 

Критерии оценок итоговой работы 

Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся. 

5” (отлично) ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.  

“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. 

3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, он неряшлив и безынициативен. 

 

 

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 

 

Для развития навыков творческой работы обучающихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей. 

 

Применяются следующие средства дифференциации: 

а) разработка заданий различной трудности и объема; 

б) разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий; 

в) вариативность темпа освоения учебного материала. 

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у обучающихся применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.  

Обчающиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.  

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует  ее продуктивности.  

В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий: 

- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки; 

- частично-поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов; 

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую обучающийся должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.  

 

 

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 

 

Средства обучения 

На уроках прикладной композиции используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить обучающихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием.  

Типы пособий: 

  •  натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты; 

  •  образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными; 

  •   устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества; 

  •  электронные образовательные ресурсы - мультимедийные презентации; 

  • аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы; 

  •  материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для батика), бумагой разных видов, гелевыми ручки, материалами для изготовления кукол и др. 

  

Список методической литературы 

 

  1. Богатеева З.А.  Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение. 1992 

  1. Величко Н.К.  Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.  Энциклопедия. –М.:  АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.  (Золотая библиотека увлечений). 

  1. Гагарин Б.Г.  Конструирование из бумаги.  Ташкент. Издательство ЦК Компартии Узбекистана. 1988. 

  1. Гриднева Е.  Куколка из ткани и трикотажа. –СПб.: Питер. 2015. 

  1. Жегалова С.К.  Росписи Хохломы: Рассказ. –М.: Детская литература, 1991. Гурова В.В.   

  1.  

  1. Лившиц М.Я.  Декоративно-прикладное искусство Молдавской СССР. -М.: Советский художник, 1979. 

  1. Некрасова М.А.  Народное искусство России. –М.: Советская Россия. 1983. 

  1. Питерских А.С., Гуров Г.Е.  Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. –М.: Просвещение. 2008. 

  1. Рафаенко В.Я.  Народные художественные промыслы. –М.: Знание, 1988. (Народный университет. Факультет литературы и искусства). 

  1. Рафаенко В.Я.  Народные художественные промыслы. –М.: Знание, 1988. (Народный университет. Факультет литературы и искусства). 

  1. Хворостов А.С.  Декоративно-прикладное искусство в школе. –М.: Просвещение. 1981.  

  1. Хворотов А.С.  Декоративно- прикладное искусство в школе.  2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. (Библиотека учителя искусства).  

  1. Что такое гравюра. –М.: Изобразительное искусство. 1986. 

 

Список учебной литературы 

  1. Бардина Р.А.  Изделия народных художественных промыслов и сувенира (товароведение и организация торговли): Учебное пособие для ПТУ – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Высшая школа, 1990. 

  1. Бусева – Давыдова И.  Игрушки Крутца. –М.: Детская литература. 1991 (2 шт.) 

  1. Дайн.Г.Л.  Русская игрушка, -М.: Советская Россия. 1987. 

  1. Круглова О.В.  Народная роспись Северной Двины. –М.: Изобразительное искусство, 1987. 

  1. Попова О.С.  Каплан Н.Н.  Русские художественные промыслы. –М.: Знание. 1984. 

  1. А. Гир., Б. Фристоун.  Новый год и Рождество. Подарки. Украшения. Рецепты. –М.: Мир Книги, 2007. 

  1. Березнев А.В.  Резьба по дереву. Минск. ООО «Парадокс».1997. 

  1. Богусловская И.Я.  Добрых рук мастерство. –Л.: Искусство. 1981. 

  1. Браиловская Л.В.  Арт-дизайн: красивые вещи. Изд. 3-е.-Ростов на Дону.: Феникс, 2005. (Стильные штучки). 

  1. Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. –М.: Детская литература, 1991 

  1. Газарян  С.С.  Прекрасное-своими руками. -М.: Детская литература. 

  1. Газарян С.  Прекрасное – своими руками. –М.: Детская литература. 1989. 

  1. Дорожкина Т.Н.  Техника рукоделия. –Минск «Полымя» 1994. 

  1. Еременко Т.И.  Рукоделие. –М.: Легпромбытиздат. 1992. 

  1. Ерзенкова Н.В.  Свой дом украшу я сама. –СПб.: Лейла. 1995. 

  1. Журнал «Валентина» №1.  Роспись по шелку. –М.: Издательский Дом ОВА - Пресс. 1995. 

  1. Иваницкая З.С.  Писанка: 300 образов. –М.: Мир, 2001. (Школа практических знаний). 

  1. Каганская Ж.Э., Лыжина В.В.  Искусство приносит радость.  Альбом. –Л.: Художник РСФСР. 1966. 

  1. Каменева Е.  Чтобы ожили стены. –М.: Молодая гвардия. 1977. 

  1. Козинкина Е.А.  Цветы из ткани. –М.: Легпромбытиздат. 1990. 

  1. Колпакова Н.П.  Маленькие чудеса. –М.: Детская литература. 1981. 

  1. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки. –М.: Эксмо-Пресс, 1998. 

  1. Махмутова Х.И.  Предметы интерьера в технике Батик Аппликация. Делаем сами. – М.: Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия). 

  1. Николаенко Н.П.  Композиции из цветов. ИКЭБАНА. Ташкент. Издательство ЦК Компартии Узбекистана. 1988. 

  1. Перевод с немецкого Т.Н. Дорожкиной.  Техника рукоделия. –Мн.: Полымя. 1994. 

  1. Попивщая С.  Азбука вышивания. –М.: Рипол классик. 2000. 

  1. Рачук  Е.Г.  Советское цветное стекло. – М.: Советский художник. 

  1. Синеглазова М.О.  100 мелочей из кожи. - М.: Профиздат.2002. 

  1. Синеглазова М.О.  Распишем ткани сами. – М.: Профиздат. 2001. 

  1. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. –М.: Профиздат, 2001. (Ремесло и рукоделие). 

  1. Смирнов С.И.  Шрифт в наглядной агитации. –М.: Плакат. 1990.