Основы ИЗО ДХШ

Тип документа
Программа
Дата публикации
01.02.2022
72



 

 

 

 

Содержание 

 

1. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

 

2. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

 

 

3. 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

 

 

4. 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

 

 

5. 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 

 

 

6. 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 

 

 

7. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года. Он является базовой составляющей для изучения предметов в области изобразительного искусства.  

Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов - графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории. 

Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.  

Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.  

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.  

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   

Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» - 3 года в рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года. 

 

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки 

Затраты учебного времени, 

график промежуточной аттестации 

Всего часов 

Классы 

1  

2 

3 

 

Полугодия 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

 

Аудиторные занятия (в часах) 

32 

34 

32 

34 

32 

34 

198 

Вид промежуточной аттестации 

 

Просмотр 

 

Просмотр 

 

Выставка-просмотр творческих работ 

 

 

    ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ 

Форма занятий - групповая, количество человек в группе – от 10 до 20 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Цели: 

1. Создание условий для выявления и развития творческих способностей в области изобразительного искусства в среднем школьном возрасте. 

2Формирование у детей среднего школьного возраста комплекса основных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. 

3. Формирование понимания основ художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. 

Задачи:  

  • Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти). 

  • Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. 

  • Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. 

  • Формирование основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.). 

  • Приобретение детьми опыта творческой деятельности. 

  • Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.  

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 

 

Программа содержит  следующие разделы: 

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение 

учебного предмета; 

  • распределение учебного материала по годам обучения; 

  • описание дидактических единиц учебного предмета; 

  • требования к уровню подготовки обучающихся; 

  • формы и методы контроля; 

  • методическое обеспечение учебного процесса. 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);  

  1. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);  

  1. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);  

  1. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов). 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам школы. Библиотечный фонд укомплектовывается литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями. 

 

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

1 год обучения 

 

Наименование раздела, темы 

Вид учебного занятия 

Аудиторные занятия 

  1. Раздел «Графика» 

 

 

 

66 

1.1 

Многообразие линий в природе 

Урок 

4 

1.2 

Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна 

Урок 

2 

1.3 

Выразительные возможности цветных карандашей 

Урок 

4 

1.4 

Техника работы пастелью 

Урок 

4 

1.5 

Орнамент. Виды орнамента 

Урок 

4 

1.6 

Орнамент. Декорирование конкретной формы 

Урок 

4 

1.7 

Кляксография 

Урок 

2 

1.8 

Пушистые образы. Домашние животные 

Урок 

2 

1.9 

Фактуры 

Урок 

4 

1.10 

Техника работы пастелью 

Урок 

4 

  1. Раздел «Цветоведение» 

2.1 

Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник» 

Урок 

2 

2.2 

Цветовой спектр. Основные и составные цвета 

Урок 

2 

2.3 

Цветовые растяжки 

Урок 

4 

2.4 

Теплые и холодные  цвета 

Урок 

2 

2.5 

Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» 

Урок 

2 

2.6 

Техника работы акварелью «мазками» 

Урок 

2 

2.7 

Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге 

Урок 

2 

2.8 

Техника работы акварелью «сухая кисть» 

Урок 

4 

2.9 

Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков 

Урок 

2 

2.10 

Творческое задание «Портрет мамы» 

Урок 

4 

2.11 

Смешанная техника. 4 стихии 

Урок 

4 

2.12 

Просмотр 

 

2 

 

2 год обучения 

 

Наименование раздела, темы 

Вид учебного занятия 

Аудиторные занятия 

  1. Раздел «Графика» 

 

 

 

66 

1.1 

Противостояние линии. Характерные особенности линий 

Урок 

4 

1.2 

Работа с геометрическими формами. Применение тона. 

Урок 

2 

1.3 

Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную 

Урок 

4 

1.4 

Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную 

Урок 

4 

1.5 

Текстура 

Урок 

2 

1.6 

Ритм. Простой, усложненный 

Урок 

2 

1.7 

Симметрия. Пятно. 

Урок 

2 

1.8 

Асимметрия 

Урок 

2 

1.9 

Линия горизонта. Плановость 

Урок 

4 

1.10 

Техника работы фломастерами 

Урок 

4 

1.11 

Буквица. «Веселая азбука» 

Урок 

2 

  1. Раздел «Цветоведение» 

2.1 

Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета 

Урок 

2 

2.2 

Нюансы. Многообразие оттенков цвета 

Урок 

2 

2.3 

Контрасты. Контрастные пары цветов 

Урок 

4 

2.4 

Цвет в тоне. 

Урок 

2 

2.5 

Ахроматические цвета. 

Творческое задание 

Урок 

2 

2.6 

Локальный цвет и его оттенки 

Урок 

2 

2.7 

Плановость 

Урок 

2 

2.8 

Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент 

Урок 

4 

2.9 

Условный объем. Освещенность предметов. 

Урок 

4 

2.10 

Изучение нетрадиционных живописных приемов 

Урок 

6 

2.11 

Творческая композиция 

Урок 

4 

 

 

3 год обучения 

 

Наименование раздела, темы 

Вид учебного занятия 

Аудиторные занятия 

  1. Раздел «Графика» 

 

 

 

66 

1.1 

Равновесие 

Урок 

2 

1.2 

Статика. Динамика 

Урок 

2 

1.3 

Силуэт 

Урок 

4 

1.4 

Шахматный прием в декоративной графике 

Урок 

4 

1.5 

Перспектива 

Урок 

4 

1.6 

Пластика животных 

Урок 

4 

1.7 

Работа фломастерами (цветными карандашами) 

Урок 

4 

1.8 

Пластика человека 

Урок 

4 

1.9 

Графическая композиция 

Урок 

4 

  1. Раздел «Цветоведение» 

2.1 

Локальный цвет и его оттенки 

Урок 

2 

2.2 

Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном 

Урок 

2 

2.3 

Колорит. Нюансные  или контрастные гармонии 

Урок 

4 

2.4 

Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов 

Урок 

2 

2.5 

Смешанная техника 

Урок 

4 

2.6 

Цвет в музыке 

Урок 

2 

2.7 

Психология цвета 

Урок 

2 

2.8 

Тематическая композиция 

Урок 

4 

2.9 

Тематическая композиция 

Урок 

4 

2.10 

Тематическая композиция 

Урок 

4 

2.11 

Тематическая композиция 

Урок 

4 

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

 

Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.  

Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память. 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 

 

                                          ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 

  1. Раздел «ГРАФИКА» 

1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелевых ручек. 

1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.).  

Использование Формата А4, черного фломастера, гелевой ручки. 

1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А4, цветных карандашей. 

1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа. 

1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата  ½ А4, фломастеров или гелевых ручек. 

1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4. 

1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелевых ручек. 

1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак). 

Использование формата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек. 

1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелевых ручек. 

1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя).  Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели. 

2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» 

2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелевых ручек.  

2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. 

Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4. 

2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4. 

2.4 Тема: Теплые и холодные  цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние»«Холодные и теплые сладости»«Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4. 

2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,  

2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4. 

2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги. 

2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).  

2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами. 

Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4. 

2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4). 

2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4. 

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 

  1. Раздел «ГРАФИКА» 

1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.  

Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун). 

Использование формата А4, белой и черной гелевых ручек. 

1.2 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.  

Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.) 

Использование формата ½ А4, простого карандаша. 

1.3 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом. 

Использование формата А4, фломастеров, гелевых ручек. 

1.4 Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа. 

Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок-смоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4, фломастеров, гелевых ручек. 

1.5 Тема: Текстура. Развитие художественных способностей, воспитание  внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм с натуры, (например,  ракушка, снежинка, перо, паутинка). Использование формата ½ А4, гелевых ручек, фломастеров. 

1.6 Тема: Ритм. Дать представление о ритмичной  композиции, знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование формата ½ А4, фломастеров, гелевых ручек. 

1.7 Тема: Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции. 

Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов). Использование формата ½ А4, гелевых ручек, фломастеров. 

1.8 Тема: Асимметрия. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы (например, чайник, графин, фонарик, и др.). Использование формата ½ А4, гелевых ручек, фломастеров. 

1.9 Тема: Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелевой ручки, формата А4. 

1.10 Тема: Техника работы фломастерами. Создание декоративного образа. Выполнение эскиза - образа (например, волшебный цветок, улитка). Использование формата А4, гелевых ручек, фломастеров. 

1.11 Тема: Буквица. «Веселая азбука». Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы. 

Использование формата ½ А4, фломастеров, гелевых ручек. 

 

2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» 

2.1 Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4, акварели. 

2.2 Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А4, акварели, пастели. 

2.3 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели, пастели. 

2.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон». 

Выполнение эскиза (например «Котенок с клубками ниток»«Свинья с поросятами»). Использование формата А4, акварели. 

2.5 Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота»,  с техникой их составления. 

Выполнение эскиза (например иллюстрация  к сказке В. Сутеева «Три котенка», образы домашних животных и др.). Использование формата А4, гуаши черной и белой. 

2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе). 

Использование формата А4, акварели. 

2.7 Тема: Плановость. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной). Использование формата А4, акварели. 

2.8 Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с урожаем»«Дары природы»). Использование формата А4, акварели или гуаши. 

2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А4, акварели. 

2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.). 

Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия  (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. 

2.11 Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. 

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 

                                                                 1.Раздел «ГРАФИКА» 

1.1 Тема: Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция. 

Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов. Использование формата А4, гелевой ручки, черного фломастера. 

1.2 Тема: Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем. Использование формата А4, гелевой ручки. 

1.3 Тема: Силуэт. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение). Создание  композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке). Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера. 

1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата ½ А4, черного фломастера. 

1.5 Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4, гелевых ручек. 

1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелевой ручки. 

1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных карандашей, фломастеров. 

1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»). Использование формата А4, гелевой ручки, фломастеров. 

1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка). Использование формата А4, гелевых ручек. 

 

  1. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» 

2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели. 

2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката»«Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне»«Привидения»). Использование формата А4, акварели. 

2.3 Тема: Колорит. Нюансные  или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар – птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели. 

2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши. 

2.5 Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и др.) 

Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелевых ручек и др. 

2.6 Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели. 

2.7 Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.). 

Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель). 

2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата любого размера и  материалов на выбор (гуашь, акварель). 

2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Зоопарк», «Человек и животное»). 

Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель). 

2.10 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»).  Использование формата любого размера, материалы на выбор (гуашь, акварель). 

2.11 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель). 

 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»: 

  1. Знание различных видов изобразительного искусства. 

  1. Знание основных жанров изобразительного искусства. 

  1. Знание терминологии изобразительного искусства. 

  1. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.). 

  1. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и  умение их применять в творческой работе. 

  1. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства. 

  1. Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии. 

  1. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения. 

  1. Навыки передачи формы, характера предмета. 

  1. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках. 

  1.  Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения. 

  1.  Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности. 

  1.  Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции. 

  1.  Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности. 

 

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 

Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию 

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. 

Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля предусмотрено коллективное обсуждение выполненных работ в конце каждого урокаоценка фантазии, композиции и аккуратности исполнения, выразительность цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся.  

Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ обучающихся во 2-м и 4-м полугодиях за пределами аудиторного времени.  

По окончании изучения учебного предмета за пределами аудиторного времени проводится итоговая аттестация, вид аттестации – выставка-просмотр творческих работ 

Обучающемуся предлагается выполнить итоговую творческую работу - сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»). На выполнение задания отводится 2 часа.  

 

 

Критерии оценки итоговой работы 

Для развития творческого потенциала обучающихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения). 

 «Фантазия». Оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.  

5 (отлично)  - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи; 

4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя; 

3 (удовлетворительно)  - использование готового решения (срисовывание с образца). 

«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.). 

5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается; 

4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки; 

3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, обучающийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов. 

«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы. 

5 («отлично») - обучающийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы; 

4 («хорошо») - работой обучающегося руководит преподаватель (в большей части словесно); 

3 («удовлетворительно») - работой обучающегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе обучающегося. 

 

 

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 

 

Методические рекомендации преподавателям 

Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.  

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). 

Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. 

 

 

Средства обучения 

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; 

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски; 

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; 

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентации; 

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы. 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 

Методическая литература 

 

  1. Г.В. Беда.  Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989 (Библиотека учителя изобразительного искусства). 

  1. Все о технике: Рисунок. Незаменимый справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002.  

  1. Все о технике: цвет.  Незаменимый справочник для художников. – М.: АРТ-Родник, 2002. 

  1. Ростовцев Н.Н.  Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов 2-е изд., доп. и перераб. –М.: Просвещение, 1980. 

  1. Терентьев А.Е.  Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. 

 

Учебная литература 

 

  1. Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4ч. Ч1. Основы Рисунка. - Обнинск: Титул, 1996. 

  1. А.С.Щипанов.  Юным любителям кисти и резца: Книга для учащихся ст. классов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1981.