Основы ИЗО ДХШ
Содержание
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
|
2. | УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
3. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
|
4. | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
|
5. | ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
|
|
6. | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
|
|
7. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года. Он является базовой составляющей для изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов - графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» - 3 года в рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» сроком обучения 3 года.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 |
| |||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
Аудиторные занятия (в часах) | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 198 |
Вид промежуточной аттестации |
| Просмотр |
| Просмотр |
| Выставка-просмотр творческих работ |
|
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Форма занятий - групповая, количество человек в группе – от 10 до 20.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели:
1. Создание условий для выявления и развития творческих способностей в области изобразительного искусства в среднем школьном возрасте.
2. Формирование у детей среднего школьного возраста комплекса основных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3. Формирование понимания основ художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Формирование основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам школы. Библиотечный фонд укомплектовывается литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия |
| |||
|
|
| 66 |
1.1 | Многообразие линий в природе | Урок | 4 |
1.2 | Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна | Урок | 2 |
1.3 | Выразительные возможности цветных карандашей | Урок | 4 |
1.4 | Техника работы пастелью | Урок | 4 |
1.5 | Орнамент. Виды орнамента | Урок | 4 |
1.6 | Орнамент. Декорирование конкретной формы | Урок | 4 |
1.7 | Кляксография | Урок | 2 |
1.8 | Пушистые образы. Домашние животные | Урок | 2 |
1.9 | Фактуры | Урок | 4 |
1.10 | Техника работы пастелью | Урок | 4 |
| |||
2.1 | Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник» | Урок | 2 |
2.2 | Цветовой спектр. Основные и составные цвета | Урок | 2 |
2.3 | Цветовые растяжки | Урок | 4 |
2.4 | Теплые и холодные цвета | Урок | 2 |
2.5 | Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» | Урок | 2 |
2.6 | Техника работы акварелью «мазками» | Урок | 2 |
2.7 | Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге | Урок | 2 |
2.8 | Техника работы акварелью «сухая кисть» | Урок | 4 |
2.9 | Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков | Урок | 2 |
2.10 | Творческое задание «Портрет мамы» | Урок | 4 |
2.11 | Смешанная техника. 4 стихии | Урок | 4 |
2.12 | Просмотр |
| 2 |
2 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия |
| |||
|
|
| 66 |
1.1 | Противостояние линии. Характерные особенности линий | Урок | 4 |
1.2 | Работа с геометрическими формами. Применение тона. | Урок | 2 |
1.3 | Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную | Урок | 4 |
1.4 | Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную | Урок | 4 |
1.5 | Текстура | Урок | 2 |
1.6 | Ритм. Простой, усложненный | Урок | 2 |
1.7 | Симметрия. Пятно. | Урок | 2 |
1.8 | Асимметрия | Урок | 2 |
1.9 | Линия горизонта. Плановость | Урок | 4 |
1.10 | Техника работы фломастерами | Урок | 4 |
1.11 | Буквица. «Веселая азбука» | Урок | 2 |
| |||
2.1 | Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета | Урок | 2 |
2.2 | Нюансы. Многообразие оттенков цвета | Урок | 2 |
2.3 | Контрасты. Контрастные пары цветов | Урок | 4 |
2.4 | Цвет в тоне. | Урок | 2 |
2.5 | Ахроматические цвета. Творческое задание | Урок | 2 |
2.6 | Локальный цвет и его оттенки | Урок | 2 |
2.7 | Плановость | Урок | 2 |
2.8 | Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент | Урок | 4 |
2.9 | Условный объем. Освещенность предметов. | Урок | 4 |
2.10 | Изучение нетрадиционных живописных приемов | Урок | 6 |
2.11 | Творческая композиция | Урок | 4 |
3 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия |
| |||
|
|
| 66 |
1.1 | Равновесие | Урок | 2 |
1.2 | Статика. Динамика | Урок | 2 |
1.3 | Силуэт | Урок | 4 |
1.4 | Шахматный прием в декоративной графике | Урок | 4 |
1.5 | Перспектива | Урок | 4 |
1.6 | Пластика животных | Урок | 4 |
1.7 | Работа фломастерами (цветными карандашами) | Урок | 4 |
1.8 | Пластика человека | Урок | 4 |
1.9 | Графическая композиция | Урок | 4 |
| |||
2.1 | Локальный цвет и его оттенки | Урок | 2 |
2.2 | Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном | Урок | 2 |
2.3 | Колорит. Нюансные или контрастные гармонии | Урок | 4 |
2.4 | Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов | Урок | 2 |
2.5 | Смешанная техника | Урок | 4 |
2.6 | Цвет в музыке | Урок | 2 |
2.7 | Психология цвета | Урок | 2 |
2.8 | Тематическая композиция | Урок | 4 |
2.9 | Тематическая композиция | Урок | 4 |
2.10 | Тематическая композиция | Урок | 4 |
2.11 | Тематическая композиция | Урок | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелевых ручек.
1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.).
Использование Формата А4, черного фломастера, гелевой ручки.
1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А4, цветных карандашей.
1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.
1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров или гелевых ручек.
1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.
1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелевых ручек.
1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).
Использование формата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.
1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелевых ручек.
1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелевых ручек.
2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4.
2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.
2.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4.
2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,
2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.
2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.
2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).
2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.
2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).
2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.
Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).
Использование формата А4, белой и черной гелевых ручек.
1.2 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.
Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.)
Использование формата ½ А4, простого карандаша.
1.3 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом.
Использование формата А4, фломастеров, гелевых ручек.
1.4 Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.
Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок-смоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4, фломастеров, гелевых ручек.
1.5 Тема: Текстура. Развитие художественных способностей, воспитание внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм с натуры, (например, ракушка, снежинка, перо, паутинка). Использование формата ½ А4, гелевых ручек, фломастеров.
1.6 Тема: Ритм. Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование формата ½ А4, фломастеров, гелевых ручек.
1.7 Тема: Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.
Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов). Использование формата ½ А4, гелевых ручек, фломастеров.
1.8 Тема: Асимметрия. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы (например, чайник, графин, фонарик, и др.). Использование формата ½ А4, гелевых ручек, фломастеров.
1.9 Тема: Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелевой ручки, формата А4.
1.10 Тема: Техника работы фломастерами. Создание декоративного образа. Выполнение эскиза - образа (например, волшебный цветок, улитка). Использование формата А4, гелевых ручек, фломастеров.
1.11 Тема: Буквица. «Веселая азбука». Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы.
Использование формата ½ А4, фломастеров, гелевых ручек.
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4, акварели.
2.2 Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А4, акварели, пастели.
2.3 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели, пастели.
2.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон».
Выполнение эскиза (например, «Котенок с клубками ниток», «Свинья с поросятами»). Использование формата А4, акварели.
2.5 Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления.
Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три котенка», образы домашних животных и др.). Использование формата А4, гуаши черной и белой.
2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе).
Использование формата А4, акварели.
2.7 Тема: Плановость. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной). Использование формата А4, акварели.
2.8 Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А4, акварели или гуаши.
2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А4, акварели.
2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.).
Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
2.11 Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция.
Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов. Использование формата А4, гелевой ручки, черного фломастера.
1.2 Тема: Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем. Использование формата А4, гелевой ручки.
1.3 Тема: Силуэт. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение). Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке). Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера.
1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата ½ А4, черного фломастера.
1.5 Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4, гелевых ручек.
1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелевой ручки.
1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных карандашей, фломастеров.
1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»). Использование формата А4, гелевой ручки, фломастеров.
1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка). Использование формата А4, гелевых ручек.
Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели.
2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А4, акварели.
2.3 Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар – птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели.
2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши.
2.5 Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и др.)
Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелевых ручек и др.
2.6 Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели.
2.7 Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.).
Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель).
2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель).
2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Зоопарк», «Человек и животное»).
Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
2.10 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»). Использование формата любого размера, материалы на выбор (гуашь, акварель).
2.11 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»:
Знание различных видов изобразительного искусства.
Знание основных жанров изобразительного искусства.
Знание терминологии изобразительного искусства.
Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.
Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
Навыки передачи формы, характера предмета.
Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.
Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.
Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля предусмотрено коллективное обсуждение выполненных работ в конце каждого урока: оценка фантазии, композиции и аккуратности исполнения, выразительность цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ обучающихся во 2-м и 4-м полугодиях за пределами аудиторного времени.
По окончании изучения учебного предмета за пределами аудиторного времени проводится итоговая аттестация, вид аттестации – выставка-просмотр творческих работ
Обучающемуся предлагается выполнить итоговую творческую работу - сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»). На выполнение задания отводится 2 часа.
Критерии оценки итоговой работы
Для развития творческого потенциала обучающихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Фантазия». Оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
3 (удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;
3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, обучающийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.
5 («отлично») - обучающийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
4 («хорошо») - работой обучающегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
3 («удовлетворительно») - работой обучающегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе обучающегося.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентации;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Г.В. Беда. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989 (Библиотека учителя изобразительного искусства).
Все о технике: Рисунок. Незаменимый справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002.
Все о технике: цвет. Незаменимый справочник для художников. – М.: АРТ-Родник, 2002.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов 2-е изд., доп. и перераб. –М.: Просвещение, 1980.
Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Учебная литература
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. В 4ч. Ч1. Основы Рисунка. - Обнинск: Титул, 1996.
А.С.Щипанов. Юным любителям кисти и резца: Книга для учащихся ст. классов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1981.