Композиция прикладная



В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ АННОТАЦИЯ

на программу по учебному предмету

В.03. УП.03. «КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ»

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Композиция п р и к л а д н а я » разработана на    основе    пр о ек т а     п р и м е р н о й     п р о г р а м м ы     Р ОС К И     ( Ин с т и т ут р а з в и т и я о б р а з о в а н и я в с ф е р е к ул ьт ур ы и и с к ус с т в а ) с учетом федеральных                               государственных          требований          к          дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Композиция прикладная» занимает вариативную часть в комплексе учебных предметов программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся играет декоративное искусство. Программа учебного предмета «Композиция прикладная» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Учебный предмет «Композиция прикладная» позволяет наиболее полно проявить творческую инициативу, индивидуальные художественные способности, свободу воображения, фантазию обучающихся.

Спецификой данной программы является то, что более половины часов отводится на выполнение цветовых и графических упражнений по стилизации предметов, растений и животных.

Изучение предмета помогает детям активно осмыслить окружающий мир.

В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, обучающиеся учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета.

В программу учебного предмета «Композиция п р и к л а д н а я » включены задания, направленные на развитие различных видов мышления и памяти. Одновременно содержание программы строится с учетом формирования индивидуальных предпочтений обучающихся, что предполагает вариативность выполнения заданий.

Учебные задания постепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству работы. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков, включающих и технические приемы ведения работы в различных техниках.

На первом году обучения по данной программе обучающимся на занятиях сообщаются общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его специфических особенностях, основное время отводится для практических занятий.

Теоретический курс изучения декоративной композиции необходим для подготовки учащихся к выполнению в дальнейшем работ декоративного искусства в


различных техниках. Учащиеся должны усвоить главное отличие декоративной композиции от станковой. Их необходимо подготовить к пониманию того, что декор тем лучше сочетается с формой и фактурой предмета, чем более их подчеркивает. Процесс трансформации натурных мотивов в декоративную композицию очень сложен. Он требует освоения понятий: плоскость изображения, силуэтность, ритм, стилевое единство, колорит и др.

Теоретические знания закрепляются в несложных практических упражнениях. Во время практической работы используются разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, цветная бумага) и техники (аппликация и др.) Каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями, что влияет на развитие художественно-творческих способностей.

Процесс обучения строится на постижении детьми основных законов красоты: пропорции, симметрии и асимметрии, статики и динамики, ритмики и пластики. Тематика уроков охватывает тот круг проблем, которые волнуют ребенка от возраста к возрасту: природа, времена года, животные, человек и т.д. Программа обращается к одним и тем же темам на разных возрастных этапах, формируя каждый раз более высокий, более сложный уровень восприятия учащихся, более полное постижение ими красоты мира в различных ее взаимосвязях и проявлениях.

В поисках формы композиционного решения ученик творчески самоопределяется, формируется его творческая личность, складывается художественное мастерство. В процессе обучения учащийся знакомиться с лучшими образцами декоративно-прикладного творчества традиционного народного искусства. В программе не стоит задача изучить народные промыслы, а только познакомиться с принципами и законами организации декоративной композиции, осмыслить ее особенности и условности, получить навыки создания самостоятельных произведений, несущих красоту и радость.

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

Цель учебного предмета: развитие у обучающихся декоративного мышления, навыков и умений, которые помогут качественно реализовывать замысел в дальнейшей творческой работе, выявление одаренных детей в области изобразительного искусства;

·    формирование у обучающихся комплекса начальных знаний, умений и навыков в области прикладной композиции;

·    формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

 

Задачами учебного предмета являются:

·    научить основам художественной грамоты;

·    научить применять основные законы прикладной композиции;

·    овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;


·    формировать способности импровизировать, т.е. уметь грамотно, творчески выполнять декоративные композиции на любую тему.

·    научить   творчески   использовать   полученные   умения   и   практические навыки;

·    научить    планировать    последовательность    выполнения    действий    и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

воспитательно-развивающие:

·    пробудить интерес к изобразительному и декоративному творчеству;

·    раскрыть   и   развить   потенциальные   творческие   способности   каждого ребенка;

·    формировать творческое отношение к художественной деятельности;

·    развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

·    воспитать     внимание,     аккуратность,    трудолюбие,    доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом   освоения   программы   «Живопись»   является   приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

Теорию прикладной композиции; Законы стилизации;

·    умение на практике использовать законы декоративной композиции;

·    стилизовать предметы, растения и животных различными способами;

творчески и самостоятельно выполнять декоративную композицию на любую тему, используя полученные знания за весь курс обучения;

·    навыки в использовании основных техник и материалов;

 

Срок реализации учебного предмета.

Учебный предмет «Композиция прикладная» при 5-летнем сроке программы

«Живопись» реализуется 5 лет с 1-ого по 5-ый класс.

Продолжительность учебных занятий по реализации программы учебного предмета «Композиция декоративная» с 1-ого по 5-ый классы составляет 33 недели.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Композиция прикладная» составляет 528 часов, в том числе аудиторные занятия 363 часа, самостоятельная работа 165 часов.

Учебные   занятия   по   учебному   предмету   «Композиция   прикладная» проводятся в форме групповых занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы.

Недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия: 1, 2, 3, 5 классы – 2 часа в неделю, 4 класс 3 часа в неделю; самостоятельная работа: с 1-ого по 5-ый классы – 1 час в неделю.

Видом   промежуточной  аттестации   служит   контрольный  урок  в   форме творческого просмотра в конце каждого полугодия с 1-ого по 5-ый классы.