Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа» города Канаш ЧР
Методические рекомендации
к проведению занятий на подготовительном отделении детских художественных школ и художественных отделений школ искусств
по теме: «Нетрадиционные методы рисования
на уроках изобразительного искусства как средство эстетического воспитание детей младшего школьного возраста»
(Приложение: мультимедийная презентация)
Выполнила:
преподаватель высшей кв. категории
Петрова И.М.
г. Канаш
2017 г.
Развитие творческих способностей – одна из главных задач детского воспитания. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности младших школьников.
В данном контексте особенно актуальным становится использование нетрадиционных техник изображения, позволяющих детям в полной мере проявить свои творческие способности.
Нужно научить детей использовать многообразие материалов. Конечно, чаще всего это могут быть бумага, акварель, гуашь, карандаши, фломастеры. Но существует множество методов нетрадиционного изображения предметов.
Основные из них:
- рисование штрихом;
- рисование по мятой бумаге;
- метод пальцевой живописи;
- рисование ватными палочками;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование восковыми мелками, свечой и акварелью;
- монотипия (отпечатки листьев и др.);
- рисование манкой, солью;
- рисование по мятой бумаге;
- кляксография с использованием трубочки.
Рассмотрим некоторые из перечисленных нетрадиционных методов рисования.
Рисование по мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ученик хочет изобразить следующие темы: «город в тумане», «цветные сны», «идет дождь», «ночной город» и другие. Нам нужно научить учащегося сделать бумагу влажной. Если бумага окажется излишне мокрой – рисунка может вообще не получиться. Поэтому нужно намочить в чистой воде комочек ваты, отжать и провести им по всему листу бумаги или по отдельной его части. И бумага готова к воспроизведению образов.
Метод пальцевой живописи. Один из способов изображать окружающий мир – рисование пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, даже подбородком и носом. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему, скажите, мы должны рисовать только кисточкой и фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка намного лучше, чем карандаш. Ну а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастер кончился – а рисовать хочется? Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит ладошку или пальчик ребёнка. Хорошо, если мы научим учащихся пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми.
Рисование штрихом. Что такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой или длинной, наклонной или ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую.
При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, свойствах
материала, передать не только легкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность и раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.
Для достижения большей выразительности в рисунках можно научить детей использовать штрихи разного характера: штрих, чуть касаясь бумаги, короткий и длинный штрих – забор, трава маленькая и большая и так далее. Если трава занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов. Создается впечатление поля покрытого густой щетиной зеленой травы. Она может быть прямой, колышущейся на ветру.
Учащийся должен уметь изменять направление штрихов и линий. Рисуя
волнообразный штрих – зигзаг, он изображает море пи различной погоде. Штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием дает возможность изображать сосульки,
При подборе тематики и программного содержания уроков надо учитывать особенности данной техники. Для небольшого рисунка предлагать листы бумаги, меньшие по размеру, так как многократные повторения однообразных движений утомляют. Нарушаются ритм рисунка, направление, размах, от этого страдает качество.
Рисование по мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги (бумагу предварительно смять) краска, при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать можно в любом возрасте.
Нетрадиционных способов очень много в изобразительной деятельности. Важно только решить проблему – познакомить и научить школьников рисовать нетрадиционными способами, необходимо создать условия в школе, то есть подобрать необходимые материалы, организовать уголок творчества. Как же помочь школьникам увидеть выразительность важность каждой нетрадиционной техники, научить учеников использовать свои умения и знания в самостоятельной работе по изобразительной деятельности.
Методика обучения младших школьников
нетрадиционным методам рисования
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства.
При обучении нетрадиционным методам должен быть комплексный подход к руководству детской изобразительностью, то есть система в работе, обучать нужно постепенно и необходимо провести несколько занятий по одному виду техники. Обучение строится на основе показа способа действия – образец действия, который можно усвоить только благодаря обучению и неоднократному повтору. В процессе повторов упражнений вырабатываются смелость действия, уверенность, свобода владения, инструментами и материалами. Педагог должен внимательно следить за процессом творения и вовремя помочь, подсказать, скоординировать его действия, направленность его действия, направленность его в выборе материала и способа рисования.
Чтобы научить школьника рисовать, конечно же, недостаточно дать ему карандаш или кисть – важно показать, как с их помощью можно изобразить самые разные предметы и явления окружающей нас действительности. Именно поэтому педагогу необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Наблюдение за процессом рисования пробуждает у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, совершенствовать свои изобразительные навыки, рисунки педагога помогут создать и укрепить эмоциональный контакт между ними. Наблюдая за деятельностью педагога, дети только наблюдают со стороны. В процессе этого наблюдения происходит обучение и накопление у них знаний, создается интерес, возникает желание освоить нетрадиционную технику рисования, активизируется внимание детей,
Занятия должны быть ярко окрашены с помощью художественного слова, иллюстрацией, наглядности. Занятия становятся интересными и любимыми, если они проводятся в игровой форме с участием сказочных персонажей с игровыми ситуациями. В процессе рисования педагог направляет действия одних, поощряет тех, кто справляется, помогает тем, кто в этом нуждается. В случае необходимости показывает индивидуально на отдельном листе бумаги. Иногда используется метод «пассивных движений» - когда педагог выполняет рисунок вместе с ребенком, сопровождая движение словами.
Рисование нетрадиционными способами требует от ребёнка воображения, представлений, накопления опыта, поэтому педагог должен знакомить детей с играми, сказками, наблюдать окружающую их жизнь, явления. Хорошо помогают такие игры как: «На что похоже?», «Дорисуй картинку», «Нарисуй такую же» и другие.
В разном возрасте руководство педагога отличается степенью его участия в работе с ребёнком. На начальном этапе больше показа, все объяснения сопровождаются действиями педагога. Оценка работы должна содержать элементы понимания и одобрения, чтобы не разрушать уверенность в своих способностях. Руководство должно быть систематичным, целенаправленным, тактичным. Большое значение имеет благоприятная, спокойная обстановка в классе.
Занятия по изображению нетрадиционными методами рисования проводятся со всем классом, с подгруппой или индивидуально. По окончанию таких занятий обязательно организуется выставка-просмотр. Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Тематика такого рисования может быть самой разнообразной. Поэтому надо учитывать желания и интересы младших школьников.
Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей важно своевременно выявить природные задатки, склонности ребенка, стимулировать творческую деятельность, закрепить достигнутый успех постоянными тренировками, постепенно усложнять навыки практическими умениями. При этом надо помнить, что уроки изобразительного искусства только тогда обогащают эстетически, когда они несут радость.
Приложение: мультимедийная презентация «Нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства»