ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету: Композиция прикладная
преподаватель: Зиновьева Лидия Ивановна
МБУ ДО «Детская художественная школа» г. Канаш ЧР
Дата урока: 24 сентября 2019 г. 2-ой класс
Тема урока: Народная кукла-оберег «Колокольчик»
Цель: Познакомить с народной куклой-оберегом «Колокольчик», научить
поэтапному выполнению куклы в материале
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с многообразием традиционных народных кукол, с особенностями кукол-оберегов
- Изучить технологию изготовления народной куклы «Колокольчик»
Развивающие:
- Способствовать развитию творческого начала (воображения, фантазии) на основе ознакомления с традициями своего народа
- Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство цвета и пропорций
Воспитывающие:
- Воспитывать духовно-нравственные качества, аккуратность
Методы:
практические методы | практическая работа в материале |
наглядные методы | иллюстрация, демонстрация |
словесные методы | объяснение |
Тип урока | Вид урока |
комбинированный | практическое занятие |
Средства обучения:
Для преподавателя
- презентация «Народная кукла «Колокольчик»: поэтапное выполнение в материале»; работы обучающихся ДХШ из методического фонда; нитки, ткань, наполнитель, ножницы.
Для обучающихся
- раздаточный материал: нитки «Ирис», ткань цветная– 3 круга диаметром 23, 18, 15 см; треугольной формы 15х15х22 см; ткань белая 12х14 см, вата/поролон для наполнителя, ножницы.
Структура урока:
Организационная часть 1-2 мин.
Демонстрационная часть 10-15 мин.
Практическая часть (самостоятельная работа обучающихся) 20-25 мин.
Подведение итогов урока 5 мин.
Ход урока:
Организационная часть. Приветствие, проверка готовности к уроку, рабочих мест
Демонстрационная часть:
- Тема урока. Объяснение цели и задач урока.
- Рассказ преподавателя: о традиционных народных куклах, об особенностях кукол-оберегов, о кукле-обереге «Колокольчик», её других названиях – «Валдайский колокольчик», «Кукла-оберег хорошего настроения», «Кукла добрых вестей»;
- Просмотр работ обучающихся ДХШ из методического фонда;
- Просмотр презентации по теме «Народная кукла «Колокольчик»: поэтапное выполнение в материале».
Далее преподаватель объясняет и демонстрирует поэтапное выполнение народной куклы-оберега «Колокольчик»:
- Кусок поролона скатываем в шарик и кладём на середину большого круга с изнаночной стороны, переворачиваем и туго перевязываем ниткой, обматывая 2-3 раза вокруг и затягивая нитку с двух сторон, фиксируя двойным узелком. Расправляем складки.
- Затем средний круг надеваем на головку и так же туго перевязываем его ниткой и расправляем складки. С меньшим кругом повторяем то же самое.
- Надеваем белый лоскут на голову, распределяя ткань на лице куклы так, чтобы не было складок.
- Далее формируем ручки. Для этого с одной стороны собираем белую ткань в пучок и обвязываем красной ниткой. То же самое делаем с другой стороны. Необходимо быть внимательным при выполнении второй ручки: по длине обе ручки куклы должны быть одинаковыми.
- Затем надеваем треугольный лоскут ткани на голову куклы и завязываем сзади. Расправим складки. Наша кукла готова.
- Предлагаю вам самостоятельно изготовить куклу «Колокольчик», при необходимости можно обращаться за помощью.
Практическая часть состоит из самостоятельной работы обучающихся - поэтапного выполнения куклы в материале. В ходе выполнения задания преподаватель контролирует работу обучающихся.
Подведение итогов урока. Просмотр выполненных работ с обсуждением:
- Посмотрите, правильно ли выполнена ваша кукла и куклы других обучающихся.
- Похожи ли куклы на образец?
- Аккуратно ли выполнена работа?
- Чья кукла вам больше всего нравится и почему?
- Было ли для вас что-то сложным в работе?
- Что нового для себя вы узнали?
Выводы урока:
- На уроке мы узнали о многообразии традиционных народных кукол, об особенностях кукол-оберегов. Познакомились с народной куклой-оберегом «Колокольчик», выполнили задание - изготовили куклу в материале, стараясь работать аккуратно, с соблюдением всех этапов.
- Как вы считаете, справились ли мы с заданием?
- Каково ваше настроение? (Отличное, весёлое.) И это неудивительно, ведь одно из названий этой куклы-оберега – «Кукла хорошего настроения». Значит, кукла работает!
Давайте пожелаем всем добрых вестей и хорошего настроения!
Завершение урока. Контроль уборки рабочего места.