Конспект урока по прикладной композиции "Народная кукла коклокольчик": поэтапное выполнение в материале

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 

 

по предмету:             Композиция прикладная 

преподаватель:        Зиновьева Лидия Ивановна 

                                    МБУ ДО «Детская художественная школа» г. Канаш ЧР 

 

Дата урока:               24 сентября 2019 г.   2-ой класс 

 

Тема урока:              Народная кукла-оберег «Колокольчик» 

 

Цель:                          Познакомить с народной куклой-оберегом  «Колокольчик», научить                  

                                     поэтапному выполнению куклы в материале 

Задачи: 

Образовательные: 

- Познакомить с многообразием традиционных народных кукол, с особенностями кукол-оберегов 

- Изучить технологию изготовления народной куклы «Колокольчик» 

Развивающие: 

- Способствовать развитию творческого начала (воображения, фантазии) на основе ознакомления с традициями своего народа 

- Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство цвета и пропорций 

Воспитывающие: 

- Воспитывать духовно-нравственные качества, аккуратность 

 

Методы: 

практические методы 

практическая работа в материале 

наглядные методы 

иллюстрация, демонстрация 

словесные методы 

объяснение 

 

 

Тип урока 

Вид урока 

комбинированный 

практическое занятие 

 

Средства обучения: 

Для преподавателя 

- презентация «Народная кукла «Колокольчик»: поэтапное выполнение в материале»; работы обучающихся ДХШ из методического фонда; нитки, ткань, наполнитель, ножницы. 

 

Для обучающихся 

- раздаточный материалнитки «Ирис», ткань цветная– 3 круга диаметром 23, 18, 15 см; треугольной формы 15х15х22 см; ткань белая 12х14 см, вата/поролон для наполнителя, ножницы. 

 

Структура урока: 

  1. Организационная часть                                                                             1-2 мин. 

  1. Демонстрационная часть                                                                           10-15 мин. 

  1. Практическая часть (самостоятельная работа обучающихся)               20-25 мин. 

  1. Подведение итогов урока                                                                           5 мин. 

 

 

Ход урока: 

  1. Организационная часть. Приветствие, проверка готовности к уроку, рабочих мест    

  1. Демонстрационная часть: 

- Тема урока. Объяснение цели и задач урока. 

- Рассказ преподавателя: о традиционных народных куклах, об особенностях кукол-оберегов, о кукле-обереге «Колокольчик», её других названиях – «Валдайский колокольчик», «Кукла-оберег хорошего настроения», «Кукла добрых вестей»;  

Просмотр работ обучающихся ДХШ из методического фонда; 

- Просмотр презентации по теме «Народная кукла «Колокольчик»: поэтапное выполнение в материале».  

Далее преподаватель объясняет и демонстрирует поэтапное выполнение народной куклы-оберега «Колокольчик»: 

- Кусок поролона скатываем в шарик и кладём на середину большого круга с изнаночной стороны, переворачиваем и туго перевязываем ниткой, обматывая 2-3 раза вокруг и затягивая нитку с двух сторон, фиксируя двойным узелком. Расправляем складки. 

Затем средний круг надеваем на головку и так же туго перевязываем его ниткой и расправляем складки. С меньшим кругом повторяем то же самое.  

Надеваем белый лоскут на голову, распределяя ткань на лице куклы так, чтобы не было складок.  

Далее формируем ручки. Для этого с одной стороны собираем белую ткань в пучок и обвязываем красной ниткой. То же самое делаем с другой стороны. Необходимо быть внимательным при выполнении второй ручкипо длине обе ручки куклы должны быть одинаковыми.  

Затем надеваем треугольный лоскут ткани на голову куклы и завязываем сзади. Расправим складки. Наша кукла готова. 

- Предлагаю вам самостоятельно изготовить куклу «Колокольчик», при необходимости можно обращаться за помощью.  

 

  1. Практическая часть состоит из самостоятельной работы обучающихся - поэтапного выполнения куклы в материале. В ходе выполнения задания преподаватель контролирует работу обучающихся.  

 

  1. Подведение итогов урока. Просмотр выполненных работ с обсуждением: 

- Посмотрите, правильно ли выполнена ваша кукла и куклы других обучающихся. 

- Похожи ли куклы на образец? 

- Аккуратно ли выполнена работа?  

- Чья кукла вам больше всего нравится и почему? 

- Было ли для вас что-то сложным в работе?  

- Что нового для себя вы узнали? 

Выводы урока: 

- На уроке мы узнали о многообразии традиционных народных кукол, об особенностях кукол-оберегов. Познакомились с народной куклой-оберегом «Колокольчик», выполнили задание - изготовили куклу в материале, стараясь работать аккуратно, с соблюдением всех этапов.  

Как вы считаете, справились ли мы с заданием?  

- Каково ваше настроение? (Отличное, весёлое.) И это неудивительно, ведь одно из названий этой куклы-оберега – «Кукла хорошего настроения». Значит, кукла работает!                     

Давайте пожелаем всем добрых вестей и хорошего настроения 

Завершение урока. Контроль уборки рабочего места.